Задушевный разговор. Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина…
Любой человек знает, что такое пластилин, и лепить из него в детстве наверняка приходилось каждому.
Пластилин изобрели давно, еще в конце 19-го века. В советское время дети лепили из одинаковых пластилиновых брикетиков, разложенных по картонным коробочкам, брикеты были семи-десяти расцветок. Сейчас этот материал для лепки стал более разнообразным и по цвету, и по форме: пластилин обыкновенный, пластилин перламутровый, мягкий, плавающий, шариковый, скульптурный…
Несколько лет назад воспитателю детского дома из поселка Мишелёвка Людмиле Ковановой попались на глаза методические пособия по пластилинографии, и Людмила Александровна заинтересовалась: сначала увлеклась изготовлением картинок из пластилина сама, а затем приохотила к этому свою дочь Настю, которая теперь учится в Мишелёвской школе искусств. В 2009 году Людмила Кованова начала работать в Мишелёвском детском саду воспитателем по изобразительной деятельности, а уж в детском садике – простор для творчества, нетворческие люди надолго там не задерживаются.
Чтобы чему-то научить детей, надо самой освоить какую-то технику в совершенстве. Приемы работы с пластилином родились сами собой. Фон затирается пластилином, после этого лучше идет сцепление остальных деталей. Картинки получаются яркие, полуобъемные. А инструментов для работы всего два: штылик – деревянная палочка размером с карандаш с заостренным концом (скульпторы называют его стек) и пальчики.
Дети осваивают технику лепки из пластилина с удовольствием: для малышей это новая увлекательная игра, для тех, кто постарше, «подготовишек», - уже творческий процесс, многие ребятишки делают индивидуальные работы, а затем детский сад отправляет их на различные конкурсы, в которых они нередко побеждают.
Людмила Александровна рассказывает, что у пластилина лишь один недостаток: со временем изготовленные из него картинки выцветают, теряют прежнюю яркость. Во всем остальном этот материал является универсальным и, самое главное, - изделие из пластилина невозможно испортить: если что-то не получилось, можно смять заготовку и начинать лепить заново.
Людмила Александровна – выпускница Красноярского педагогического университета, дипломированный методист дошкольного воспитания, но первая профессия, полученная ею сразу после окончания десятилетки, - живописец фарфоро-фаянсовых изделий: этой специальности обучали способных к живописи юношей и девушек в ГПТУ-41 в Мишелёвке Усольского района, где находился Хайтинский фарфоровый завод, именно для нужд этого завода. Людмила Кованова работала на заводе три года – с 1985 по 1987, весь процесс росписи фарфоровой посуды знает и помнит прекрасно. Еще в 90-е годы посуда Хайтинского фарфорового завода свободно продавалась в магазинах, была хотя и недорогой, но качественной. Изделия старейшей в России фабрики отличались необыкновенной белизной, их называли изящными, самобытными. Сейчас в ходу другие слова – иностранные: нерентабельный, неконкурентоспособный…
Бывший завод Переваловых стоит в Мишелёвке и по сей день, вернее, то, что от него осталось - металлические конструкции цехов и трубы, их пока не разобрали и не распилили на металлолом. Завод закрылся 28 августа 1999 года, эта дата почему-то врезалась в память Людмилы Ковановой. Многочисленные попытки реанимировать фарфоровое производство так и не увенчались успехом, и Мишелёвка – большой, окруженный сопками поселок, по которому течет река Хайтинка, должно быть, красивый когда-то, но неухоженный сейчас, остался без какого-либо предприятия, а большинство людей – без работы.
В рамках программы Людмила Александровна знакомит ребятишек с различными видами декоративно-прикладного искусства: Гжельской, Хохломской, Городецкой росписью, Дымковской игрушкой и, конечно, с Хайтинской росписью. Печально, но возрождения фарфорового производства, скорее всего, уже не будет, а дети, живущие в Мишелёвке, все-таки должны знать, чем когда-то славилась их малая родина. Поэтому на занятиях воспитатель учит ребятишек расписывать не только заготовки каргопольских или дымковских игрушек, но и фарфоровые блюдца и чашки, конечно, не специальной краской, а обыкновенной гуашью, которая потом смывается, и рассказывает детям историю фабрики Переваловых.
Есть в детском саду комната, где организован мини-музей Хайтинского фарфорового завода: здесь по крупинкам с помощью родителей воспитанников собраны изделия, в разные годы изготовленные на фабрике. Раньше они были обыденными и находились в любой семье, а теперь это раритеты. Существовал в Мишелёвке и большой музей фарфорового завода, но сейчас экспозиция располагается в областном центре.
С маленькими детьми Людмиле Ковановой интересно, - они искренние и добрые, излучают положительную энергетику. Специально для них Людмила Александровна написала небольшую книжку сказок, одну из них – «Путешествие фарфоровой чашечки» - дети слушают очень внимательно. Вместе они сочиняют стихи, хотя главная роль в процессе сочинительства все же отводится самой воспитательнице. Стихи - про детей и, конечно же, про пластилин: «Я веселый господин, разноцветный пластилин…». Есть желание самой издать методические пособия по пластилинографии для других воспитателей и занимательные пособия для родителей, материал для этого уже накоплен, главное теперь – чтобы появилась такая возможность.
Стены детского сада увешаны картинками, часть из них создана Людмилой Александровной, очень много картин вылепили из пластилина или нарисовали красками, гелевыми ручками сами ребятишки. Время от времени пластилиновые работы отправляются на выставки: в иркутский СибЭкспоЦентр, в черемховский и усольский музеи. В родные стены работы возвращаются уже не в первозданном виде: слегка смазываются при перевозке, и их приходится подправлять, да и зрители – не только дети, но и взрослые – очень хотят потрогать картинки руками: трудно поверить, что такие удивительные вещи можно создавать из обычного пластилина.
Фото из архива детского сада № 15 поселка Мишелёвка