«Bosco» угробил идею 130-го квартала
Известный иркутский блогер, руководитель рекламного агентства «Brandability» Елена Чемезова рассказала, как изменился Твиттер, чем плох 130-й квартал и почему «Иркутск — город столичный» — это глупость.
— Вы уже завоёвывали независимую твиттер-премию городской интернет-газеты «The Province», номинировались на первую независимую региональную премию Интернет-СМИ в номинации «Сам себе СМИ». Откуда такая активность в Сети и зачем?
— На самом деле, я немного удивилась номинации, потому что среди претендентов — блоги на общественно-политические темы, какие-то социальные темы, мой же блог — он такой «лайфстайл», больше развлекательного характера. Я начала его вести 7 лет назад. Первый вариант представлял собой резюме, был мне нужен, чтобы выложить свои проекты, работы. Года 3-4 назад у меня появилась идея архивировать свою жизнь. Так или иначе, мы собираем фотографии из поездок, рассказываем друзьям о жизни, событиях и путешествиях. К тому же, всё в памяти держать невозможно, что-то стирается, эмоции стираются. Поэтому у блога ещё и утилитарная функция.
В декабре прошлого года я полностью переделала сайт, теперь там три раздела — «Бьюти блог», «Путешествие» и «Личное дело». Он так и остался с накопленным опытом: книги, которые прочитала, места и события, куда я сходила, мнения по разным вопросам. Бьюти-блог вызывают большой интерес как у производителей, так и у читателей. Одно дело, когда о продукте пишут в глянцевых журналах, другое дело — незаинтересованное лицо. Приходят люди, которые доверяют лично мне. В этом смысле важна персона блогера, личность, что человек думает, что говорит, здесь уровень доверия выше. Бьюти-блог чаще пополняем, он интересен и с коммерческой точки зрения. Понятно, что это не основной мой заработок, но я жду, что и он будет приносить доход.
То же с туристическим разделом, но он не такой активный. Однако с его появлением я стала по-другому относиться, например, к фотографиям. Потому что делаю их уже не только для себя, а чтобы показать читателям.
— Твиттер не бросили?
— С Твиттером у меня очень большая любовь, я зарегистрировалась 4 года назад, и могу сказать, что он изменился, сейчас он совершенно другой, и у меня к нему другое отношение. Твиттер стал вариантом реального общения с реальными людьми. Я имею в виду, что сложно себе представить обстоятельства, при которых я подхожу к совершенно незнакомым людям из Америки или Германии, что-то добавляю к их разговору и предлагаю дружбу. В Твиттере я прожила большую жизнь, было хорошо, было плохо, а фолловеры всегда были готовы помочь и среди ночи родных не разбудишь. Некоторые удалили свои аккаунты, но мы продолжаем общение — это о многом говорит. В день рождения я получила порядка 400 поздравлений. В реальной жизни такого не будет, а в соцсети — это жизнь слегка шоу-офф. Плюс Твиттер идеально подходит для сиюминутной фиксации твоих эмоций и мыслей — just in time для ощущений и впечатлений. Тем более, что всегда можно запросить архив твоих твитов.
Твиттер изменился. Стал более политизированным, стал способом манипулирования мнениями людей. Чистое общение ушло, люди стали закрываться. Я же максимально стараюсь уберечь от этого свой аккаунт. Хотя о проблемах, конечно, пишу.
— В вашем блоге пишите довольно
— Беда в том, что эстетическое мировосприятие у нас как-то задвинулось на второй план. Это касается не только рекламы, но и архитектуры. Несколько веков назад не было высоких технологий, но люди творили красоту, а сейчас повсеместно стекляшки безликие ставят, которые никогда не станут ценностью. Так же с рекламой. Эстетика стоит на последнем месте: думают не как сделать красиво, а как сэкономить и побольше заработать — отсюда несочетаемые шрифты, несочетаемые цвета.
Возьмите тот же 130-й квартал. Я очень люблю исторические места, но действительно с историей. Живые дома, живые вещи. Построенные в квартале особняки выглядят лубочно, но это я готова им простить. Однако никак не было продумано единообразие, стилистика квартала, дома завешаны дешёвыми баннерами. Ну, какие логотипы «Bosco» могут быть в окнах старого дома? На бренд это не работает — смешение стилей, непонимание того, что это неуместно, дико и неправильно. Суть квартала была полностью убита.
Дизайнеры присылают портфолио в компанию — плакать хочется. Нельзя думать, что если ты выучил приёмы в «Corel Draw», стал специалистом. Дизайн — это не просто украшательство, а понимание того, как улучшить среду.
— Этому не учат в университете?
— Нет. Первый год обучения по специальности я закончила в Московском гуманитарном университете, но из-за материальных условий пришлось перевестись в Иркутск на факультет сервиса и рекламы. Так вот год обучения в Москве мне дал гораздо больше, чем оставшееся время в Иркутске. Понятно, что университетское образование важно для общего развития, но не более.
Я с 16 лет занимаюсь рекламой, закончила школу и поняла, что мне нравится это смешение искусства и экономики и до сих пор не надоедает. Так вот то, что происходит на наших улицах, то, что нас окружает, то у людей и в головах. На днях видела рекламный ролик мебельного салона, в котором с придыханием, будто речь о Версале, произносили название «Реплика». Но ведь реплика — это подделка. У меня аллергия на плохие титры к роликам, это как торчащие нитки из одежды.
— А кто, по-вашему, должен следить за этим, контролировать? Может, союз дизайнеров как общественная организация?
— В Иркутске есть союз дизайнеров, как и союз журналистов — интересная тема. Тусовка, в которой друг-друга хвалят и жмут друг-другу руки. Разумеется, контроль должен происходить на высоком уровне. Есть же определённый порядок согласований размещения рекламных конструкций, баннеров, с этим работают какие-то люди, которые где-то учились — не с улицы же. Но так работают. Потому что если руководству важно и нужно — нанимают Артемия Лебедева.
В Твиттере опять же была дискуссия. Я запостила старое здание с Красного восстания в Иркутске, как раз недалеко от 130-го квартала, которое было предназначено под снос. Большой сибирский дом. Написала, что на мой взгляд — это беда Иркутска. Потому что здесь нет других ценностей, здесь не будет другой истории. Говорить, что квартал может заменить этот дом — нельзя. Нельзя придумать и придать ощущения, особый дух реальности и прошлого. Для Иркутска этот дом, как средневековый замок для Франции. Иркутск ценен такими домами, они создают колорит, придают городу ценность. Но у нас расставляют стекляшки, рынки китайские, это жутко и очень обидно.
— Что вы думаете о социальной акции по городу «Иркутск — город столичный»?
— «Иркутск — город столичный» — очередная глупость. Люди осваивают какие-то деньги, кому-то повезло, кто-то их получил, жаль, что это не я. Или вспомните этот логотип для Иркутска «I love I».
Как можно в логотипе для российского города писать на английском языке, копируя при этом лого Нью-Йорка?! Это не приживётся, это искусственно и дёшево. Ну, не будет второго «Старбакса».
Вообще, страсть к английскому языку и копированию раскрученных лого у нас повсеместно среди предпринимателей. Я не могу понять её: это же твой бизнес, это то, что после тебя останется. Ты или на вечность работаешь, или только сегодня заработать, а завтра тебе всё равно? Что со «столичным городом», что с «ай-лове-ай» — тупо освоили деньги.
— На что бы вы опирались, пиаря Иркутск?
— Именно на провинциальность. Иркутск прекрасен своей историей, потрясающей деревянной архитектурой, зимой суровой хорош. Иркутск — это сибиряк. Неотёсанный мужик. Не надо называть его восьмым Парижем, называть его столичным. В нём дикая история, дикая природа — этим он гораздо привлекательнее, за этим сюда нужно ехать. А за Парижем нужно ехать во Францию.