Никто не скажет: «Сам Самсонов…»
28 лет назад в Иркутске умер незаурядный писатель-фантаст Юрий Самсонов. Он канул в Лету, хотя должен был составить компанию Валентину Распутину, Александру Вампилову и Евгению Евтушенко. Честность помешала.
Ничто так не пугает писателя, как забвение. Нищета, травля, безумие и даже физическая смерть – ерунда по сравнению с исчезновением в людской памяти. А для чего ещё творить, раз не для бессмертия? Для прижизненной славы? Тоже хорошо, однако, как говорил Гиппократ – «vita brevis, ars longa». Предлагаем пробежаться по биографии канувшего в Лету Юрия Самсонова.
Окончил Иркутский педагогический институт в 1953 г. Работал в редакции газеты «Восточно-Сибирская правда», затем (с 1956 г.) корреспондентом ТАСС на строительстве Братской ГЭС. В 1965 году обратил внимание на своё творчество после участия во Всесоюзном литературном семинаре в Чите, вошёл в так называемую Иркутскую стенку, наряду с участвующими в данном семинаре литераторами-земляками: Валентином Распутиным, Александром Вампиловым, Леонидом Красовским, Геннадием Машкиным, Дмитрием Сергеевым, Вячеславом Шугаевым и Ростиславом Филипповым. Член Союза писателей СССР с 1966 г. Член КПСС (сохранял членство в партии вплоть до её запрета в 1991 г.). В 1971 г. окончил Высшие литературные курсы.
В 1967-69 гг. – главный редактор альманаха «Ангара» (Иркутск), на этой должности неоднократно проводил в печать произведения, вызывавшие нарекания цензурных и партийных органов, и в конце концов был с неё снят за публикацию «Сказки о Тройке» А. и Б. Стругацких. Существуют два основных варианта текста: пространный, впервые опубликованный в журнале «Смена» в 1987 году; и краткий – для альманаха «Ангара» (специально «подогнанный» под объём), напечатанный в 1968 году. Тираж альманаха запретили и изъяли из публичных библиотек, а наш герой получил строгий выговор за публикацию «идейно несостоятельной повести», а затем и вовсе был уволен. «Сказка» также публиковалась за границей в журналах НТС «Посев» и «Грани». В СССР повесть вышла лишь 20 лет спустя после иркутского случая. Варианты различаются дополнительными героями и сюжетными линиями.
По словам Бориса Стругацкого, Самсонов «замечательный мужественный человек, – по тем поганым временам большая редкость, даже – уникум».
В творчестве Самсонов в основном придерживался направления сказочно-аллегорической фантастики. Ранние произведения насыщены социальными мотивами (повести-сказки «Максим в Стране приключений», 1961 и «Последняя империя», 1967). Впоследствии писатель интересовался вопросами философии, эзотерики, религии. Крупнейшее его произведение, роман «Стеклянный корабль» (работу над ним писатель продолжал практически до конца жизни, последний вариант текста вышел уже посмертно, под редакцией его вдовы Ольги Самсоновой) посвящено как социальным, так и философским проблемам и сочетает сложную композицию, выверенный стиль и острый сюжет с яркими персонажами.
Почему же Самсонова забыли? В Советское время понятно – он считался если не антисоветчиком, то, по крайней мере, неблагонадёжным гражданином, а сейчас? Необходимо восстановить справедливость. И это в ваших силах. Ознакомьтесь с творчеством писателя, насладитесь его языком. Вот, например, цитата из «Стеклянного корабля»:
«Он стоял на какой-то равнине, ощущая под ногами не просто почву, но весь земной шар в космической пустоте; от этого кружилась голова. Высоко в ночном небе стояло солнце, диковинным образом ничего вокруг не освещая, – равнина тонула во мгле. Молодой человек, ожидал катастрофы без испуга – даже с восторгом, но с жалостью к спящим, которые того не видят, не узнают причины конца».
Да он же иркутский Набоков!