Сумасшедшие «Пилигримы»: садитесь в центре
А знаете ли, что у алжирского дея
под самым носом шишка?
Николай Гоголь
Нормальных людей в хмурый пасмурный вечер 2 октября на сцене иркутского Дома актёра не было. Ни среди действующих лиц, ни среди вышедшей на поклоны постановочной группы, замахнувшейся на нестандартное сценическое воплощение текста Николая Васильевича Гоголя.
Пожалуй, одно из последнего, что мог представить великий русский писатель, – это что его «Записки сумасшедшего» будут ставить в театрах. Одно из – потому что последнее, что могло прийти на ум классику литературы, – что на его повесть кто‑нибудь напишет музыку.
Первым на подобное решился советский и российский композитор Юрий Буцко, в 1964 году, будучи ещё студентом Московской консерватории, написавший монооперу «Записки сумасшедшего». Вдохновил Гоголь на создание оперы и сербского классика Станойло Раинича, но его «Записки» в России практически не известны. Почти двадцать лет назад спектакль «Мания» по повести Гоголя с музыкой Владимира Соколова поставил иркутский Театр Пилигримов.
В попытке сохранить традиции, заложенные основателем театра, новое руководство Пилигримов также решило обратиться к тексту Гоголя, традиционно переосмыслив его со своих творческих позиций. 2 октября театр открыл новый театральный сезон премьерой sound‑драмы «Записки сумасшедшего» с музыкой художественного руководителя театра Константина Артамонова в постановке Анны Агапитовой.
«Совершенно необычное полуторачасовое погружение в мир музыки и sound‑дизайна… и это всё помимо того, что на сцене разыграется настоящая драма одного (а может и не одного) «маленького» человека, написанная гениальным пером великого Гоголя», – анонсировал премьеру на своей странице ВКонтакте Константин Артамонов.
Жанр sound-драмы – редкий и требующий от публики определённой подготовки. По большому счёту – это драматический спектакль, в который вплетена музыка как полноценное действующее лицо, комментирующее собственным языком происходящее на сцене. Задача зрителя при этом – совместить в голове звуковые и визуальные ощущения, поборов возможное желание сосредоточиться исключительно на музыке или исключительно на тексте и игре актёров.
Чтобы помочь зрителю окунуться в непривычную атмосферу, музыку к спектаклю постановщики записали в формате 4.0 – объёмного четырёхканального звука, как бы окутывающего слушателя со всех сторон.
Небольшой совет будущим зрителям «Записок сумасшедшего»: чтобы в полной мере насладиться звуковым quadro‑эффектом, старайтесь занимать места в центре зала.
Впервые о неординарном таланте и способности Константина Артамонова отразить в музыке всю суть и наиболее важные нюансы литературного произведения иркутяне заговорили после премьер его балетов «Гранатовый браслет» и «Милый друг» на сцене Иркутского музыкального театра в 2013 и 2014 годах. Не менее убедительно в музыкальном плане прозвучали и первые постановки на музыку выпускника Санкт‑Петербургской консерватории после того, как он возглавил Театр Пилигримов: арт‑рок мюзикл «NoRA» по пьесе Генрика Ибсена «Кукольный дом», документальная рок‑баллада «Милосердие под запретом», музыкальная сказка «Кот в сапогах».
В новой работе над музыкальным сопровожденем спектакля «Записки сумасшедшего» Артамоновым написана, по сути, полуторачасовая симфоническая поэма, которая может смело претендовать на существование в качестве отдельного музыкального произведения, отражающего настроение каждого дня из дневника главного героя повести Аксентия Поприщина – от Октября 3 до Чи 34 сло Мц гдао. 349.
О качестве музыкального материала лучше всего свидетельствует факт его тесного слияния в спектакле с текстом Гоголя. «Записки сумасшедшего» от Пилигримов полностью соответствуют заявленному жанру sound‑драмы, где музыка и текст существуют параллельно, но при этом составляют единое целое, не перетягивая одеяло (внимание слушателей) на себя.
Впервые столкнулась с жанром sound‑драмы и режиссёр спектакля Анна Агапитова, прекрасно справившаяся как с адаптацией повести на четырёх действующих лиц, так и со сценическим воплощением своего замысла. Поставив главному герою диагноз «диссоциативное расстройство личности», режиссёр не только превратила потенциальный моноспектакль в постановку на четверых актёров, но и предложила зрителю оригинальную трактовку известной повести с набором нестандартных, но продуманных находок.
В результате на сцене мы видим не только титулярного советника Поприщина в исполнении Павла Митрохина, но и ещё трёх персонажей, живущих в его голове: чувствительный Поприщин-романтик (Виталий Зайцев), решительный и бездушный Поприщин-карьерист (Тимофей Тихонов) и этакий блаженный Поприщин-защитник (Дмитрий Лютиков). Решение нестандартное и крайне интересное, но если с карьерным и романтичным отслоениями личности главного героя всё ясно, то почему третья личность – защитник, кого и от чего он защищает, для зрителей осталось загадкой. Впрочем, задались этим вопросом лишь те, кто приобрёл программку спектакля с перечнем действующих лиц.
Кстати, о лицах. Стоит отметить, что от премьеры к премьере растёт не только репертуар Театра Пилигримов, но и мастерство его актёров, а вместе с ним и уровень спектаклей. В «Записках сумасшедшего» перед зрителями предстали думающие и пропитанные идеей спектакля актёры, сумевшие создать яркие и совершенно разные по характеру персонажи. Вместе с этим на протяжении всего действия сидящих в зале не покидало ощущение их близости и единой сути. Достичь подобного эффекта можно было лишь грамотной постановкой задачи от режиссёра и тонкой и осмысленной актёрской игрой в столь сложном драматургическом материале.
Органично вписались в спектакль (или спектакль вписался в них?) декорации и костюмы Ирины Железняк. Немного смутил нестандартный календарь в виде мишени для дартса, но в целом атмосфера гоголевской эпохи была передана. И уж точно пять с плюсом молодому сценографу за стильные афишу и программку к спектаклю.
Работу звукорежиссёра Александра Малакичева со стороны слушателя можно оценить одним словом – комфорт. Несмотря на то что в спектакле ни на секунду не смолкает музыка, до зрителей было донесено каждое слово, да и в принципе никакого напряжения в плане баланса, громкости или доминирования музыки либо текста не ощущалось.
После успешной премьеры «Записок сумасшедшего», доказательством чему были живая реакция зрителей по ходу спектакля и бурные аплодисменты после его окончания, можно смело констатировать, что в Пилигримах подобралась команда настоящих профессионалов, которым по плечу самые амбициозные проекты.
Повесть Гоголя – спорный материал в плане выбора для театральной постановки. И если уж ставить их в театре, то делать это надо так, как сделал Театр Пилигримов.
Фото: vk.соm/teatrpiligrimovirkutsk