Посылка из Москвы
В один прекрасный день в иркутский Музей связи, что на улице Свердлова (бывшей Баснинской), принесли посылку из Москвы. Вскрыв бумажную упаковку, мы обнаружили целый ряд гравюр, каталог с выставки, фотографии и письмо от московского художника М.М.Верхоланцева.
Сразу возник вопрос: какое отношение имеют все эти предметы к истории развития связи или непосредственно к музею? А может быть, эта посылка адресована кому-то лично из музейных сотрудников? Ведь у каждого события есть своя предыстория…
А предыстория этой посылки такова. Как-то раз Виктор Иванович Домашенко, наш давний друг и почетный даритель, пришел к нам в музей со своим братом Николаем Ивановичем Домашенко, бывшим иркутянином, а ныне известным художником из Санкт-Петербурга (в Иркутске недавно проходила его персональная выставка графики). Заинтересовавшись историей дома, в котором располагается Музей связи, и его бывшим хозяином, Николай Иванович спросил, знаем ли мы потомков Василия Николаевича Баснина, проживающих в Москве? Как оказалось, он очень дружен с московским художником Михаилом Михайловичем Верхоланцевым, который имеет иркутские корни. Нам же он представил этого художника как одного из ярчайших графиков современности.
Надо ли говорить, как мы обрадовались возможности связаться с одним из праправнуков Баснина? Мы были счастливы еще и от той мысли, что появилась ниточка, связавшая несколько поколений этой семьи.
Василий Николаевич, как и его предки, занимался выгодным во все времена занятием, а именно — торговлей. Достаток от торгового дела давал возможность выделять часть средств на благотворительность, что способствовало развитию культуры и образования в городе.
Завет прародителя «богатеть не в себя, богатеть в Бога» исполнялся исправно. Именно любовь и стремление к искусству, музыке, знаниям отличали Басниных от многих других купеческих семейств. Еще у деда и отца Василия Николаевича появился интерес к книгам, которые выменивались и покупались. Так в XIX веке постепенно собиралась библиотека, которой впоследствии могли бесплатно пользоваться горожане.
В семействе Басниных с 1778 года велась летопись города Иркутска. Каждого представителя этого семейства увлекала музыка. Василий Николаевич прекрасно играл на рояле, любил оркестр, устраивал в своем доме публичные концерты, музыкальные и литературные вечера. «Все изящное люблю страстно, но преимущественно гравюры. По этой части у меня очень порядочное собрание по Иркутску», — отмечал В.Н.Баснин. Действительно, этому человеку удалось собрать огромную по тем временам частную коллекцию графики (более 10 тысяч листов), где были представлены отечественные (в том числе работы художников-декабристов) и западно-европейские мастера.
И вдруг оказывается, что один из потомков В.Н.Баснина — художник, причем многоплановый, работает в технике станковой и монументальной живописи, в экслибрисе, занимается оформлением книг, альбомов, журналов, но более близка для него графическая техника — гравюра на дереве.
Интересна судьба этой ветви семейства Басниных. Давайте попытаемся разобраться в родственной связи Баснины — Верхоланцевы.
В силу многих причин в 1858 году Василий Николаевич вместе со своим семейством уезжает в Москву. Там, вдали от Иркутска, он чрезвычайно скучал по родному городу. В 1876 году его жизнь обрывается.
Его сын Николай получил прекрасное образование, стал юристом, адвокатом, увлекался музыкой, прекрасно играл на рояле и виолончели, брал уроки у Гектора Берлиоза в Париже. Николай и сам сочинял музыку и даже публиковал свои музыкальные произведения. Николай Васильевич также унаследовал отцовское увлечение коллекционированием графики, благодаря чему это уникальное собрание гравюр и рисунков выросло до 14 тысяч. (В 1920 году эта коллекция была передана на сохранение в Румянцевский музей, а затем национализирована. Сегодня она хранится в гравюрном кабинете ГМИИ им. А.С.Пушкина в Москве.)
В Париже, где Николай Васильевич некоторое время жил, он женился на красивой ирландке Энн Элизабет Вильямс. За время их брака у них родилось два сына и три дочери. Но детей в будущем имела только одна их дочь — Анна. Таким образом, фамилия Басниных, потомков Василия Николаевича, продолжилась лишь по женской линии.
Бабушка М.М.Верхоланцева, Анна Николаевна Баснина, училась в Строгановском училище, была хорошей витражисткой, оформителем. Ею в свое время был увлечен Михаил Врубель, но вышла замуж она за богатого заводчика В.П.Верхоланцева. Рано овдовев (муж умер в 1918 году от испанки), сумела поставить на ноги двух дочерей и сына. Дочь Нина пошла по стопам матери и тоже стала художницей.
Нина Васильевна Верхоланцева была ярким представителем своего времени: была спортивна, знала наизусть «Облако в штанах» Маяковского и писала в духе Петрова-Водкина. Арест и расстрел ее мужа М.О.Зюка скомкал всю ее жизнь. Она долго ходила по инстанциям, доказывая непричастность мужа к покушению на Ворошилова, но добилась лишь того, что ее сначала арестовали, а затем сослали с двумя маленькими детьми в поселок Весьегонск, Калининской области.
За два месяца до расстрела мужа в апреле 1937 года у нее родился сын Михаил Михайлович. В годовалом возрасте он серьезно заболел туберкулезом позвоночника, и это приковало его к больничной койке на шесть долгих лет. В 1944 году мать забирает его домой. О том времени в своих эссе Михаил Михайлович пишет: «Я был физически недоразвит, мал для 7 лет, ходить не умел, был дик, эгоцентричен, прилипчив и вдобавок изводил всех непрерывным пением». Научившись ходить, он стал бродить по улицам, придерживаясь за заборы, и петь. Многочисленные слушатели не смущали его, наоборот — придавали сил. Были и насмешки, и издевки, но кто-то и подкармливал, кто-то приглашал на поминки, где он исполнял песни военных лет.
Такая музыкальность сыграла не последнюю роль в его жизни. В 1948 году музыка изменила всю его жизнь. Однажды, вернувшись домой, он опустил озябшие ноги в тазик с горячей водой и вдруг услышал чудесную, невероятную музыку, льющуюся из радиоприемника. Будущий художник, вспоминая о своем потрясении, пишет: «Помыл ноги в остывшей воде — и встал совсем другим человеком. Не умея ответить этой странной загадке, этому чудесному импульсу, я принялся жадно рисовать». Он рисовал и до этого, но, как он сам определил, «по-детски, несерьезно». Теперь же, после этого чудесного дня, Михаила увлекли темы фантастической архитектуры, городские пейзажи с натуры, мистические мотивы…
Роль музыки исключительно велика в жизни этого художника. Он не только увлеченный слушатель, но и исполнитель, играет на редких музыкальных инструментах, прекрасно поет, имея от природы редкий голос, контр-тенор. Его увлекает музыка Средневековья и Ренессанса, народная и церковная. Музыка почитаема и в семье: его жена музыкант и певица — исполнитель русского фольклора, дочь играет на флейте. Эта его одаренность ярко отражается и в его графике и живописи. Он так рассуждает об этом: «Всю жизнь я пытался зафиксировать этот неуловимый миг на плоскости листа или холста. Специально чурался я модных „актуальных“ манер и поз, был подчеркнуто консервативен, чтобы не спугнуть нежный, зыбкий, мерцающий и благодатный момент музыки». В своих работах он будто пытается перенести музыкальные мотивы в необычайно изящный визуальный образ, образ аллегорий, символов, наполненных глубоким интеллектуальным смыслом.
Удивительно, как судьба и искусство объединяют несколько поколений одной семьи, как ярко сконцентрировались и проявились черты предков в сегодняшнем художнике, ярком, одаренном человеке. Надо ли говорить о том, что нас, работников музея, соприкоснувшихся с историей этой семьи, увлекают и искренне восхищают эти люди.
Как хочется напомнить Иркутску о забытых, незаслуженно вычеркнутых именах достойных людей, так много сделавших для своего города, рассказать о людях, которые помнят о своих корнях и составляют цвет нашей культуры.
Графические работы, отправленные посылкой из Москвы, как мостик, перекинутый из настоящего в прошлое, воплотили мечту Василия Николаевича о рисовании, воссоединили страстного любителя графики и художника. Эти работы будут жить в доме Баснина, в гостиной нашего музея, и мы уверены: этот акт дарения важен не только нам, иркутянам, сохраняющим память о «совершенном купце». Этот факт важен и известному московскому художнику с мировым именем Михаилу Михайловичу Верхоланцеву.
Елена Поспехова, хранитель фондов Иркутского отделения Музея связи Сибири