В Иркутском музыкальном театре - два новых виртуоза
Театр обязан быть разнообразным. Ради зрителя, а не ради собственного спокойствия. Для этого он должен все время обновляться - во всех смыслах: от репертуара и осветительных приборов до кадрового состава... Система контрактов помогает театру обновляться в более свободном режиме. Правда, в основном мы слышим о приглашенных режиссерах, которые, поставив один-два спектакля, надолго исчезают с иркутского театрального горизонта. Слишком уж мы отдалены от "цивилизованной Европы". А вот музыкальный театр им. Н.М. Загурского в прошлом году пригласил сразу двух дирижеров, доверив им и постановочные функции.
Елене Коломиец далеко ехать не пришлось: она из Новосибирска. Когда ей предложили продирижировать (войти в уже готовый спектакль) в Иркутске в спектакле под названием "Бабий бунт", она сначала попросила выслать ей видеозапись, изучила мизансцены, в общем, подготовилась, как могла. Знала по опыту, что обычно в таких случаях дают одну репетицию с оркестром и - вперед, к зрителю.
Однако Иркутский музыкальный поступил более основательно: позволил провести две репетиции и "прогон" с оркестром, да еще рольный проход с солистами. После "вхождения" в "Проделки Ханумы" началась работа над балетом "Тщетная предосторожность". Первая постановочная работа в творческой биографии Елены Юрьевны, и сразу - балет, который ей даже дирижировать не приходилось, все оперетты да оперетты, и тех не так уж много.
Рисковал директор музыкального театра (ИМТ) Владимир Шагин, доверяя сравнительно молодому дирижеру музыкальную постановку редкого и для ИМТ жанра - балета? Возможно. Но риск, если и был, то обдуманный. К тому же, как считают оркестранты, дирижер с первой репетиции как на ладони: вошел, встал к пульту, рукой взмахнул - весь на виду.
Первая постановочная работа была прервана гастролями в Киев, где Елена Юрьевна и труппа лучше узнали друг друга, потрудившись в плотном выездном режиме. В октябре постановка балета закрутилась в ускоренном ритме, а 9 ноября состоялась премьера... Не будем томить тех, кто не видел "Тщетной предосторожности" - спектакль удался в целом, а работа Елены Коломиец, в частности, встретила благожелательный отзыв критики.
Следующая постановка не заставила себя ждать. Это была новогодняя сказка "Три Ивана". И снова работа в напряженном ритме: 23 спектакля подряд, по два в день, отстояла Елена Юрьевна за дирижерским пультом. А ведь она не просто "руками машет", она проживает весь спектакль с каждым музыкантом, каждым артистом, стараясь передать ему свой эмоциональный заряд так, чтобы он чувствовал это.
Простор для творчества
Гастроли же в Кеве, кроме всех прочих достижений, дали Владимиру Шагину возможность пригласить к себе еще одного дирижера - Михаила Пикульского. Как и Елене Юрьевне в Новосибирске, так и Михаилу Святославовичу в Киеве не хватало простора для творческой работы. Правда, дирижерскую руку он "набил" поосновательнее, во-первых, гастролируя с различными оркестрами по Украине, во-вторых, преподавая дирижирование в Киевском институте культуры. Был у Михаила Пикульского и единичный опыт постановочной работы. С этим в Киеве вообще тяжело: поставить один спектакль в год для театра считается удачей. Причина более чем прозаична - нет денег. Поэтому предложение попробовать приложить свои силы в Иркутске, где в среднем пять премьер в год, он принял без особых раздумий. К тому же наш театр ему понравился, украинский дирижер увидел много интересного, что хотелось бы, но невозможно сделать в Киеве. Достаточно высоким считает потенциал солистов, и, что для кого-то может прозвучать неожиданно: "По сравнению с театром в Киеве, здесь сильный балет, можно сказать профессиональный, способный на хорошие постановки".
Нужно сказать, Иркутский музыкальный театр своими гастролями на Украину многим братьям-славянам открыл глаза на то, что и далеко от Европы может существовать сильная, мощная, полнокровная культура. Естественно, это было бы невозможно без полнокровной же финансовой поддержки областной власти.
Очень интересно Михаил Пикульский рассказывал о периоде своей профессиональной учебы. Специализированная школа, музыкальное училище, потом - консерватория (все это в Киеве), где он учился дважды: сначала на дирижерском отделении, а потом, уже год отработав преподавателем в институте культуры, - на оперно-симфоническом. Редкий случай, когда дирижерская судьба определилась с самого раннего детства, ведь уже в первый класс он пошел с прицелом на эту профессию. И еще один любопытный для иркутян момент: второе консерваторское образование Михаил Святославович получил в классе выдающегося педагога Романа Хофмана, который много лет назад давал концерт в Иркутской филармонии.
Пустое это совпадение или мимолетный намек судьбы, судить не будем. Время покажет. Но когда Михаил Святославович приехал в Иркутск, его сразу же включили в постановку оперетты "Сказки старых домов" на музыку Фельцмана. Премьера прошла в декабре и весьма успешно. Кроме того, он дирижирует в "Марице", в балете "Щелкунчик"... Творческий простор для творческих людей в Иркутске есть.