В Иркутск приедет первый сознательно перерождающийся лама Тибета
В июне 2009 года Россию впервые посетит Его Святейшество Кармапа XVII Тринле Тхайе Дордже – духовный глава буддийской школы Карма Кагью и один из наиболее почитаемых мировых лидеров буддизма.
Его Святейшество Кармапа XVII посетит нашу страну по приглашению президента Республики Калмыкия Кирсана Илюмжинова. В маршруте пастырского визита Санкт-Петербург, Элиста, Москва, Иркутск, Улан-Удэ и Владивосток.
В Иркутске Его Святейшество Кармапа XVII остановится на два дня: 18 и 19 июня. Программа пребывания высокого гостя в нашем городе включает пресс-конференцию, знакомство с буддийскими центрами Сибири. Его Святейшество проведет церемонию посвящения на Марпу. Марпа Лозцава является основателем традиции Кагью. В 11 веке он трижды совершил путешествия из Тибета в Индию для получения поучений. Марпа перевел с санскрита на тибетский большой корпус буддийских текстов, чем заслужил прозвище Марпа-переводчик. Марпа является образцовым примером того, что успехи в буддийской практике доступны и мирянам. Ведь сам Марпа Лозцава был семейным человеком и вел большое хозяйство. Поэтому его жизнь имеет большое значение для современных буддистов, многие из которых практикуют, не уходя в монастырь.
Личность Кармапы не менее легендарна. Согласно традиции, рождение Кармапы предсказал еще Будда Шакьямуни. Первый Кармапа жил в 13 веке. В соответствии с преданием, достигнув Просветления, он из сочувствия дал обет сознательно перерождаться в человеческом теле до полного Просветления всех живых существ. Кармапа стал первым тулку или сознательно перерождающимся ламой Тибета. Позже такой способ действия переняли многие высокореализованные буддийские учителя Тибета, в частности Далай-лама.
С Прибайкальем у Его Святейшества Кармапы XVII особые связи. Его предшественник – Карма Пакши, второй в линии перерождения Кармап, – путешествовал по Монголии (о чём много упоминается трудах Марко Поло) и территориям вблизи оз. Байкал, просвещая кочевые племена. Так, Карма Пакши дал передачу буддийского учения племенам ойратов, которые позже перекочевали в прикаспийские степи и образовали российскую народность калмыков. Говорят, что нынешний, XVII Кармапа узнал в фотографиях Байкала места, где он уже бывал.
«Конечно, визит такого высокого уровня духовного учителя для меня лично, для жителей нашей республики — это большое благо», – отметил на состоявшейся в мае этого года пресс-конференции глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов. – «Я думаю с его приездом, когда ноги его ступят на калмыцкую землю, может быть, станет больше дождей, больше урожая и приплода. С другой стороны, и для народа тоже благо — спокойнее и добрее будем».
Однако визит Его Святейшества Кармапы XVII значим не только для калмыков. Сегодня по всей России существуют десятки центров буддизма линии Карма Кагью. «Все семнадцать воплощений Кармапы, которого еще именуют “Царем йогов Тибета” или “Драгоценностью, Исполняющей Желания”, известны своими необычными способностями» – говорит Александр Койбагаров, президент Российской ассоциации буддистов школы Карма Кагью. – «Добрые пожелания, сделанные рядом с Кармапой, сбываются, а вокруг него всегда происходят удивительные вещи».
Его Святейшество Кармапу XVII ждут и в Бурятии. Хотя большинство бурят, исповедующих буддизм, принадлежат к школе Гелуг, приезд Кармапы является выдающимся событием для любого буддиста, вне зависимости от того, к какой традиции он принадлжит.