Дети из сахара
В России появилась новая подростковая субкультура - ванильные.
В то время как взрослые решают: эмигрировать им из России или бороться здесь за достойную жизнь, подростки уходят во внутреннюю миграцию.
По Интернету в последнее время гуляет видео-ролик, где симпатичная блондинка объясняет правила, которые нужно выполнять, чтобы примкнуть к самой актуальной сейчас в России молодежной субкультуре. «Главный атрибут - майка с надписью I love NY. Признаваться в любви также можно Парижу, а особенно Лондону. Не важно, что ты никогда там не бывал, и даже толком не представляешь, где эти города находятся. Скупай все, на чем изображен британский флаг, и если одного предмета мало, то покупай больше, и больше, и больше, и больше предметов с символикой Великобритании! Потом налей в большую кружку из Старбакса кофе с корицей, закури сигарету с ментолом, сядь на подоконнике, смотри в окно. Желательно, чтобы на улице был дождь, если туман или облака, тоже хорошо. Мечтай, а когда надоест, громко и проникновенно запищи: «Однажды все брошу и уеду в Париж!» - смеется в клипе девушка на фоне обоев в трогательный цветочек.
Это, конечно, пародия, но очень убедительная. Любовь к далеким и прекрасным странам, а также к кофе, сигаретам, большим окнам, картинкам с котятками и наблюдению за атмосферными явлениями различного рода лежит в основе идеологии наиболее модной сейчас в России подростковой субкультуры – ванильному движению. Сами «ванильки» уверяют, что это движение не имеет аналогов на западе, кстати, слово «движение» вообще не про них.
«Мы никуда не движемся, мы тихо сидим, и субкультурой себя не объявляли. Нас неожиданно стало много, и окружающие люди придумали нам такое название. Ванильки – это в большей степени образ жизни: расслабленный, романтичный и немного вялый. Кружевные воротнички, фильм «Ванильное небо», меланхолия, пледы», - рассказывает очень хорошенькая светловолосая 24-летняя Александра П., которая называет себя, генеральным представителем ванилек в Московском регионе. Ванильные не утраивают своих фестивалей и концертов, в отличии, например, от эмо, они не эпатирую публику, наоборот стараются быть гипермилыми. Настолько, что злопыхатели, которых у ванилек очень много, называют девочек «сахарными бабами», а мальчикам отказывают в принадлежности к мужскому полу, мол, не может, «русский пацан» говорить через каждое слово «спасибо» и пахнуть шоколадом.
Ванильные общаются с себе подобными, главным образом, в Интернете. Пристрастие к социальным сетям - одна из основных характеристик этих персонажей. Многие из них признают даже с гордостью, мол, у нас Интернет-зависимость. В социальных сетях сообщества ванильных достигает нескольких тысяч человек, у них свои Интернет-сайты. «Эмо, готы, панки, металлисты – это вчерашний день. Будущее за ванильными, - уверяет меня 17-летний Игорь. Л. Игорь начинал как панк, а потом понял, что у него есть единственное политическое требование: перенести столицу России в Нью-Йорк. И стал ванильным. «Надоела грязь, хамство, вранье, борьба, протест. Хочется быть милым и пушистым, хочется тепла, нежности, надоело «париться», нужно жить для себя, видеть красивое и наслаждаться», - рассказывает Игорь. На Игоре теплый свитер кремового цвета, на запястье браслет с крошечным игрушечным мишкой. На вопрос, почему ванильные так любят Нью-Йорк, он отвечает, что они скорее любят то, что они про этот город сами себе придумали. Большинство ванильных – никуда из России не уезжало.
«Это эстетское сообщество, мы любим все красивое, но не гламур. Для того, чтобы следовать этой субкультуре, не надо много денег, наоборот ванильные отрицают всякие «понты»: модные гаджеты, дорогие тряпки. Единственный ценный аксессуар – профессиональный фотоаппарат. Настоящие ванильки выглядят так, чтобы при взгляде на них хотелось улыбнуться: уютно, мило, забавно», - рассказывает Игорь.
Как, например, его подруга 15-летняя Маруся С.. На ней длинное серо-голубое платье, угги, большие очки, тряпичная сумка через плечо, волосы забраны в неопрятный пучок. Для ванильки-тру чем больше «петухов» в пучке, тем круче.
Маруся обитает в хрущевке в Подмосковье в одной комнате с больной бабушкой, но воображает, что живет в Париже. «Видели фильм: «Море внутри»? Так вот я нашла свой внутренний Париж в Москве», - щебечет Маруся. Кстати, любимы фильмы ванильных: «Эффект бабочки», « Римские каникулы», «Париж, я люблю тебя» и, конечно, «Амели».
Для Маруси – героиня фильма «Амели» - ролевая модель поведения. Маруся записана в клуб любителей французского языка, встречается с друзьями исключительно в Хлебе Насущном, и носит темно-синий беретик с надписью Paris. Еще одна отличительная особенность ванильных – это меланхолия. Они не рыдают, собрав побольше зрителей, как эмо-киды, скорее тихо переживают несовершенство этого мира. Ставят в социальных сетях статусы, вроде, «когда мне не хочется жить, я ложусь спать», или «детство сдохло, расплетаем бантики» или «она плакать давно разучилась, она слезу за смех выдает». По мнению психологов, ванильные для представителей большого молодежного движения подозрительно тихие, апатичные и милые.
«Молодежным движениям свойственно протестовать. Бунт – это нормальный способ проживания переходного возраста. Панки, готы, металлисты, хиппи и эмо – про протест. Они что-то пытаются сообщить обществу. А субкультура ванильных строится на эскапизме, уход от реальности в романтические фильмы, фантазии, виртуальное общение, грезы о прекрасных и далеких городах. Она аморфны и апатичны, пытаются совместно погрузиться в выдуманный уютный мир, где тихо, тепло и прекрасно. Получается массовая внутренняя миграция подростков», - удивляется психотерапевт Алена Август.
23-летняя ванилька Полина Б. возражает: «У нас тоже протест, только тихий. Не выходим на митинги и не бреем голову. Не доставим вам такого удовольствия. Мы просто не хотим «водиться» с вашим миром взрослых, у нас будет свой. Вот, что мы вам говорим». Полина регулярно постит в сообществе для ванильных смешные политические анекдоты, она следит за новостями и комментирует происходящее, не стесняясь выражений, забыв, что она вроде как в образе нежной и томной девочки. Александра рассказывает, что в детстве она была до неприличия патриотична. «Когда я была маленькой, я думала, что лысина Горбачева – это модель глобуса (родимое пятно у него на голове как будто напоминает материк), и поэтому он сам - «мировой» политик, как мировой, вселенский разум. И неспроста он «достался» моей Родине». Сейчас Александра политикой не интересуется, чтобы не расстраиваться и потому что: «Скучно и убого».
Алена Август считает, что причина появления такой субкультуры - отсутствие веры подростков в то, что они могут что-то изменить в обществе.
«Дети очень тонко ощущают настроение в социуме, они чувствуют, что происходит в их стране. Им передается настроение взрослых, родителей в первую очередь, многие из которых полагают, что от их голоса ничего в общественно-политическом укладе общества не измениться: нужно только паковать чемоданы и эмигрировать, дети покинуть страну не могут, поэтому они уходят во внутреннею миграцию», - говорит Август.
«Плохо им тут неуютно: отсюда пристрастие к согревающим напиткам, пледам, теплым цветам в одежде. Небрежный внешний вид, отсутствие модных гаджетов – нежелание добиваться высокого социального статуса, они так как бы говорят: «не нужно нам все, что вы здесь предлагаете», мягко интеллигентно говорят, но отчетливо», - размышляет психолог Мария Егорова.
Светлана Левикова, эксперт по молодежным субкультурам, профессор Московского государственного педагогического университета считает, что ванильные - совершенно естественное явление в российском социуме. «Очень большая часть взрослых хочет отсюда сбежать, а детям бежать некуда, вот они и создают себе виртуальную реальность. Они защищаются, как умеют», - Левикова говорит .