Частный взгляд на праздник жизни. Владимиру Мартынову – 75!
Музыка более чем к пятидесяти фильмам, мультфильмам и театральным постановкам, несколько десятков самостоятельных музыкальных произведений, книги по истории музыки и философии, глубокие мысли и резонансные суждения о человечестве вообще и жизни в России в частности.
20 февраля 75-летний юбилей отмечает выдающийся российский композитор, музыковед и философ, лауреат Государственной премии России Владимир Мартынов.
Родился будущий музыкант и мыслитель 20 февраля 1946 года в московской семье музыковеда и преподавательницы музыки. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по классам композиции и фортепиано.
В своём творчестве композитор прошёл путь от авангардизма до собственного музыкального мировоззрения, результаты которого он назвал музыкой «новой простоты».
Сегодня мелодии Мартынова звучат в таких культовых фильмах, как «Трын‑трава», «Целуются зори» и «Цыганское счастье» Сергея Никоненко, «Поворот» Вадима Абдрашитова, «Юность Петра» и «В начале славных дел» Сергея Герасимова, «Михайло Ломоносов», «Николай Вавилов», «Холодное лето пятьдесят третьего…», «Русский бунт» и «Трио» Александра Прошкина, «На ножах» Александра Орлова, «Остров» Павла Лунгина, «Завещание Ленина» и «Раскол» Николая Досталя, мультфильмах «Дом, который построил Джек», «Шкатулка с секретом», «Серебряное копытце», «Чудеса в решете», «Премудрый пескарь», «Мышонок Пик», «В поисках Олуэн».
Среди других произведений мастера – рок‑опера «Серафические видения Франциска Ассизского», мистерия «Игры человеков и ангелов», «Илиада» для смешанного хора, «Двенадцать побед короля Артура» для семи фортепиано, «Любовные послания» для девяти инструментов, «Страстные песни» для сопрано и оркестра.
В 2002 году за создание и исполнение сочинений «Апокалипсис», «Плач пророка Иеремии», «Магнификат», «Реквием», «Ночь в Галиции», «Упражнения и танцы Гвидо», «Игры человеков и ангелов», «Песнь песней» Владимир Мартынов совместно со скрипачкой Татьяной Гриденко был удостоен Государственной премии Российской Федерации.
К юбилею легендарного маэстро мы публикуем некоторые его яркие высказывания из публицистических статей и интервью разных лет.
Техника расширяет одни возможности, но приводит к атрофии других, поэтому говорить об общем прогрессе человечества давно уже не приходится.
В премии «Грэмми» сто пятнадцать номинаций, и классической музыке принадлежат только семь, начиная с девяносто пятой. Это то место, которое классическая музыка объективно сейчас занимает.
Поп-музыка – это тот же фастфуд, интоксикация. Но она отравляет не тело человека, а психику, а это, к сожалению, не так заметно окружающим, как ожирение.
Стас Михайлов – лишь продукт общей деградации, которую мы видим вокруг. Мы присутствуем при цивилизационном сдвиге, и того мира, который ещё теплится, скоро не будет.
Сейчас – будь у меня маленький ребенок – я не стал бы учить его академической музыке. Ну какая судьба ждёт всех этих скрипачей и пианистов? Впрочем, если выбрать музыку не с тем, чтобы идти потом по профессиональной линии, а просто как некую дисциплину, то лучше ничего и придумать нельзя – разве только заняться математикой.
Фёдор Конюхов – мужик не менее крутой, чем Колумб, он уже несколько раз совершил кругосветку, но ничего не открыл. Так и в музыке: делать‑то можно, но уже ничего не открыть.
Последним композитором, которого толпа носила на руках, был Стравинский. Сейчас делай революцию или не делай – никто композитора на руках не понесет. Композиторская музыка и письмо перестали быть генератором смысла.
Раньше мы готовили котам сами, а сейчас кот наш – хоть и с улицы – это породистый британец, и никакой натуральной пищи не ест. У них специальные сухие корма, и когда ему даешь нормальное мясо или рыбу, у него сразу болезненная реакция. Нельзя ему ничего натурального есть, такие вот пошли извращённые коты. Чтоб понос устроить, надо ему просто молока дать.
2012 год позади, конец света, предсказанный майя, действительно настал, мы живем в новом мире – просто это надо осознать.
Мне жаль Россию, в которой я живу, народ, к которому принадлежали мои предки и я. Жизнь, которая нас окружает, – абсолютный тупик.
Фото: meloman.ru, Dima Brickman / YouTube