Театр Михалкова: безумные миллиарды, или подарок Москве за счёт Москвы
Четыре с половиной миллиарда рублей. Именно столько бюджетных денег потратит мэрия Москвы на ремонт и реставрацию Центра театра и кино на Поварской, ранее Государственного театра киноактёра, ныне под руководством Никиты Михалкова.
Театр-студия киноактёра был открыт в Москве в 1945 году с одной-единственной целью – не дать советским актёрам, не нашедшим себя на театральных подмостках и не востребованным в кино, умереть с голода. В результате труппа театра была всегда раздута, большая часть актёров заходила в здание исключительно за зарплатой, амбициозных задач перед коллективом никогда не ставилось, громких премьер никто не ждал.
При этом театр занимал лакомый кусочек столичной недвижимости – памятник архитектуры конструктивизма архитекторов братьев Весниных, построенный в 1934 году как Дом‑клуб Общества бывших политкаторжан. Впрочем, каторжане, общество которых было ликвидировано в 1935 году, насладиться красотами и удобством нового клуба так и не успели.
В 2017 году у театра началась новая жизнь – художественным руководителем был назначен сам Никита Михалков, к театру до этого момента отношения практически не имеющий, зато умеющий дружить с власть имущими и осваивать бюджетные средства. За дело мэтр кинематографа взялся засучив рукава: спустя четыре месяца после его назначения здание театра было закрыто на капремонт и реконструкцию, после чего простояло в заброшенном состоянии без малого четыре года.
В начале марта текущего года в одном из выпусков своей программы «Бесогон» Никита Сергеевич, отбиваясь от очередных нападок Ксении Собчак, обвинившей режиссёра в намерении снести историческое здание и на пару с екатеринбургским бизнесменом Андреем Симановским «освоить миллиарды долларов за землю в центре Москвы», посетовал на бюрократические проволочки и предъявил эскизы ремонта, который «вот‑вот» начнётся, от художника Юрия Купера.
«Посмотрите на эти эскизы, какой это подарок Москве!», – пафосно прокомментировал главный бесогонщик.
Согласно проектной документации, доступ к которой можно без проблем получить на сайте госзакупок, в ходе реставрации в Центре театра и кино будут полностью обновлены большой и малый зрительные залы, несколько фойе, холлы, два ресторана и… кабинет художественного руководителя. При этом только на отделку кабинета Михалкова панелями из дымчатого эвкалипта, включая санузел и холл, будет потрачено более 30 миллионов рублей.
Мы, конечно, понимаем, что к моменту планируемого окончания реставрации (в документах указан 2023 год) Никите Сергеевичу стукнет 77 лет, так что персональный санузел в его кабинете действительно будет необходим. Но можно было бы оформить его немного скромнее, ведь зрители центра эту роскошь всё равно никогда не увидят.
В целом же можно было порадоваться за начало долгожданного ремонта исторического здания, несмотря на безумный размах и сумму, которая будет потрачена из наших с вами налогов, если бы не три но.
Со слов Михалкова (помните про «подарок Москве»?) реставрация должна была пройти с участием компании «Сима‑Ленд» вышеупомянутого Симановского. Для чего‑то же год назад было подписано соглашение о сотрудничестве Михалкова с инвестором Симановским и создан Фонд поддержки Центра театра и кино под руководством Михалкова.
«Это очень знаменательно, потому что это продолжение той самой великой традиции уральского меценатства. Не Москва помогает Уралу, а Урал Москве», – заявил Михалков после объявления о начале сотрудничества с Симановским в марте прошлого года.
Теперь же получается, что финансовая нагрузка целиком ляжет на столичный бюджет. А как же помощь Урала и продолжение традиции? И для чего тогда создавался фонд?
Второе но – беспрецедентная сумма, которая другим, гораздо более заслуженным театрам и не снилась. На ремонт Театра эстрады, например, в июле прошлого года было выделено (по информации «Коммерсанта») 2,3 миллиарда рублей. А ведь тоже историческое здание той же эпохи – бывший клуб имени Рыкова в легендарном «Доме на набережной» архитектора Бориса Иофана. При всём уважении к братьям Весниным, отделка там изначально была гораздо дороже, чем в их «Доме каторжанина».
С другой стороны, это же Театр эстрады, а не кино. Там худруком какой‑то Хазанов, который, поди, даже персональный туалет в свой кабинет не потребовал. Да и «пилить бабло» он так ловко не умеет. Поэтому и обошёлся в два раза меньшей суммой.
Кстати, о братьях Весниных. Слава богу, что они не увидят ни эскизы от Купера, ни то, что по ним будет слеплено из мрамора и эвкалипта. Это третье но, и самое весомое.
Фото: restate.ru, dip.midural.ru