«Сама была такой же дурой». Судьба, роли и мысли Фаины Раневской
У меня хватило ума глупо прожить жизнь.
Фаина Раневская
Она не имела официального театрального образования, снялась всего в 25 фильмах и спустя восемь лет после смерти редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» была включена в список десяти самых выдающихся актрис ХХ века.
27 августа исполняется 125 лет со дня рождения великой русской актрисы театра и кино, лауреата трёх Сталинских премий, народной артистки СССР Фаины Раневской.
Родилась Фанни Фельдман, впоследствии взявшая в качестве псевдонима фамилию чеховской помещицы из «Вишнёвого сада», 15 (27) августа 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье купца второй гильдии Гирша Хаимовича Фельдмана.
Сегодня на доме, где родилась и выросла актриса, есть мемориальная доска, а неподалёку установлен памятник героине Раневской из фильма «Подкидыш».
В родном городе Фанни окончила знаменитую Мариинскую женскую гимназию и частую театральную студию, после чего в возрасте 19 лет отправилась «покорять столицу». Театральная Москва покорилась Раневской лишь много лет спустя, а до этого ей пришлось пережить революцию, эмиграцию семьи и долгие, зачастую безденежные скитания по театрам и частным антрепризам Евпатории, Симферополя, Феодосии, Керчи, Ростова‑на‑Дону, Смоленска, Баку, Архангельска, Сталинграда.
Лишь в 1931 году будущая легенда русской сцены заявила о себе на столичных подмостках в спектакле «Патетическая соната» на сцене Камерного театра Таирова. Спустя два года 37‑летняя Раневская была принята в труппу Центрального театра Красной армии, в 1934 году дебютировала в кино, а уже в 1937‑м стала заслуженной артисткой РСФСР.
В Театре Армии Фаина Раневская прослужила шесть лет. Затем были Театр имени Маяковского, Театр имени Моссовета, Театр имени Пушкина и возвращение в Театр имени Моссовета, в котором актриса служила до конца своих дней. Частую смену театров в своей карьере Раневская объясняла «поисками большого искусства, которое в результате нашла в… Третьяковской галерее».
В кино великая актриса снималась крайне мало, не уставая повторять, что «сняться в плохом фильме – всё равно что плюнуть в вечность». Всего в фильмографии Раневской 25 фильмов, два эпизода киножурнала «Фитиль» и два озвученных анимационных персонажа – сватья баба Бабариха в «Сказке о царе Салтане» и Фрекен Бок в мультфильме «Карлсон вернулся».
Трижды – за роли в спектаклях Театра имени Маяковского «Закон чести», Театра имени Моссовета «Рассвет над Москвой» и в фильме «У них есть Родина» – актриса была удостоена Сталинской премии.
В 1947 году Фаине Раневской было присвоено звание «Народная артистка РСФСР», в 1961‑м она стала народной артисткой Советского Союза.
О настроении легенды сцены и экрана в последние годы жизни красноречиво говорит фраза, оброненная актрисой после очередного успешного спектакля на сцене Театра имени Моссовета: «Сколько любви, а в аптеку сходить некому».
Скончалась Фаина Раневская 19 июля 1984 года в возрасте 87 лет. Её скромной могиле можно поклониться на Новом Донском кладбище Москвы. Саркастическая просьба народной артистки написать на надгробном памятнике «Умерла от отвращения» исполнена не была.
Работая над материалом к юбилею одной из ярчайших актрис в истории, мы поначалу предполагали просто вспомнить лучшие роли Фаины Георгиевны, избежав цитирования её легендарных высказываний, поскольку многие из них приписываются Раневской ошибочно. Но затем нам всё же пришлось сдаться под напором их меткости, остроумия и жизненной правды.
Из обилия фраз, приписываемых Раневской, мы выбрали те, авторство которых заслуживает наибольшего доверия. Все они позаимствованы из книги Дмитрия Щеглова «Судьба‑шлюха», бережно собранной из уцелевших записок и дневников великой актрисы.
Режиссёры меня не любили, я платила им взаимностью.
Есть люди, в которых живет Бог, есть люди, в которых живет дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты.
Люди, как и свечи, делятся на два типа: одни – для света и тепла, другие – в жопу.
Если бы я уступила просьбам и стала писать о себе – это была бы жалобная книга под названием «Судьба‑шлюха».
Получаю письма: «Помогите стать актёром». Отвечаю: «Бог поможет».
В театр вхожу как в мусоропровод: фальшь, жестокость, лицемерие. Ни одного честного слова, ни одного честного глаза! Карьеризм, подлость, алчные старухи!
Для меня всегда было загадкой – как великие актеры могли играть с артистами, от которых нечем заразиться, даже насморком.
Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм – это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду.
Женщина в театре моет сортир. Прошу её поработать у меня, убирать квартиру. Отвечает: «Не могу, люблю искусство».
Мальчик сказал: «Я сержусь на Пушкина, няня ему рассказала сказки, а он их записал и выдал за свои». Прелесть! Но боюсь, что мальчик всё же полный идиот.
Боже мой, как я стара – я ещё помню порядочных людей…
А может быть, поехать в Прибалтику? А если я там умру? Что я тогда буду делать?
Меня забавляет волнение людей по пустякам, сама была такой же дурой. Теперь перед финишем понимаю ясно, что всё пустое. Нужны только доброта и сострадание.
Жизнь прошла и не поклонилась, как злая соседка…
Я не знала успеха у себя самой…
Фото: РИА Новости, И. Ефимов / Главархив Москвы, Валерий Христофоров / Фотохроника ТАСС, f-ranevskaya.ru, kinorium.соm, domkino.tv, seance.ru