Киноархив-1961: Одри Хепберн – малышка на миллион
55 лет назад в Штатах вышла «печальная комедия» «Завтрак у Тиффани» – пронзительный фильм во славу первейшей экранной принцессы и наиболее неземной голливудской дивы. Да чего уж там – даже и главной небожительницы мирового кинематографа вообще.
Одно досадно: хоть Одри Хепберн везде и всюду потрясающе выглядела и великолепно играла, ей так и не пришлось сняться ни в одном стопроцентном шедевре. «Завтрак» – не исключение. Но все-таки аккурат в этой картине мисс Хепберн прекрасна как никогда и как нигде. На Западе именно образ чудаковатой ветреницы Холли Голайтли вспоминается в первую очередь, когда речь заходит об Одри.
Живет себе в Нью-Йорке девица-красавица Холли Голайтли (Одри Хепберн), женственнейшая из женщин невесомого поведения. Не живет – порхает, точно бабочка. Конечно, на душе порой скребут крысы, а большинство знакомых мужчин подпадают под изумительную классификацию эллочко-людоедского толка – они либо Крысы, либо Суперкрысы. Конечно, счастья в жизни Холли нет, но есть покой и воля, и есть конкретное место для того и другого – сказочный ювелирный магазин Tiffany, где можно позавтракать и поглазеть на лучших друзей девушек.
Но все изменится, когда в доме блистательной мечтательницы поселится замечательный сосед – толстый и красивый парниша Пол Варжак (Джордж Пеппард), в душе – писатель, на деле – альфонс. Полюбить его али нет? Ох не след нам сомневаться в том, что Холли будет ломать свою прелестную головку над этим жгучим вопросом до последнего из возможных моментов.
Критик Горелов назвал Одри Хепберн единственной американкой, умевшей носить драгоценности. И он, пожалуй, был прав
Лишь две звезды мирового синема удостоились такого массового обожания, что еще при жизни вполне могли отказаться от собственных фамилий. В музыке есть Элвис, в литературе – Эдичка; важнейшее же из искусств по справедливости представляет прекрасный пол: звезда Мэрилин и солнце Одри, вековечные, немеркнущие светила. Мэрилин и Одри – белокурая бестия и темный ангел, сахар и мед, блондинка-лошадка и кошечка-брюнетка. Впрочем, мисс Монро благоволят далеко не все – и их можно понять; но кто не любит Одри, тот или не жил, или никогда не смотрел кино.
Кто был наиболее ангелоподобной моделью двадцатого века? Одри. А исключительно естественной актрисой с самыми бездонными на свете глазами? Обратно Одри. Самая красивая дива за всю историю кино? Только Одри, без вариантов. И лучшую свою роль эта феерическая эльфийка экрана сыграла именно в «Завтраке у Тиффани» (а могла сыграть – о ужас! – Мэрилин). Даже в оскароносную принцессу Анну из «Римских каникул» зритель влюбляется не с такой силой, как в непоседу Холли Голайтли. Именно поэтому «Завтрак» стал единственной картиной дурашливого Блейка Эдвардса («Розовая пантера», «Большие гонки»), с неугасимым успехом хватающей зрителя за горло, сердце и душу.
Все, кроме режиссера, настаивали на том, что главную роль должна сыграть Мэрилин Монро. Но Эдвардс, к счастью, не внял этим глупым людям
И пускай в первоисточнике – одноименной повести жестокого гея Трумэна Капоте – все было совсем не так. Зато фильм «Завтрак у Тиффани» обогатил мировое искусство таким неприкрытым морализаторством, над которым и распоследний циник станет не смеяться, а проливать невольные слезы: «Люди влюбляются, люди хотят принадлежать друг другу – потому что это единственный шанс стать счастливыми».
Заключительный эпизод ленты превзошел в этом плане вообще все на свете: в мировом кинематографе не было и никогда уже не будет более щемящей сцены, чем та, где Одри ищет под дождем своего брошенного кота. С любимыми не расставайтесь: будь они меньшими братьями, несуразными бойфрендами или вздорными принцессами.
«Завтрак у Тиффани» (Breakfast at Tiffany’s). Режиссер: Блейк Эдвардс. США, 1961