Пять бурятских языков вместо одного. Зачем Хамбо лама хочет разделить бурят?
Тема бурятского языка в очередной раз расколола республику. Лидер буддистов России Дамба Аюшеев ворвался в обсуждение со своими методами решения проблемы – и оценили их далеко не все.
18 сентября Хамбо лама объявил об «историческом» событии – газета «Буряад үнэн» теперь будет выходить не только на общем для бурят литературном хоринском языке, но и на кяхтинском, баргузинском, селенгинском и джидинском. Причем Аюшеев подчеркивает – всё это не диалекты, а языки, находящиеся в равных правах друг с другом.
Пока проект находится на тестовой стадии, и газета будет выпускать от 100 до 300 выпусков газеты на каждом диалекте. Но такое заявление Хамбо ламы уже вызвало бурное обсуждение среди жителей Бурятии, многие из которых считают такое разделение неприемлемым.
После того, как под оригинальным постом Аюшеева в фейсбуке разгорелась жаркая дискуссия на 200 комментариев, лидер буддистов России решил объяснить, зачем Бурятии развивать пять бурятских языков одновременно.
«Почему буряты из Кяхты только 11% и буряты из Селенги лишь 15% говорят на родных языках. Ответ прост они физиологически, как 7 млн монголов, не могут выговорить букву h. Таким образом для них были закрыты двери во все культурные и руководящие учреждения Улан Удэ. Есть ли в мире методика, чтобы 7 млн монголов заставить говорить наше великое литературное h? Ответ - нет. Вот потому то надо выпускать газету Бүриад Үнэн на селенгинских языках. Тогда есть возможность, что 7 млн монголов будут узнавать и понимать, что же происходит в нашей солнечной Бурятии. Сейчас же тираж газеты Бүриад Үнэн доходит лишь до 4 тысячи», - заявил Дамба Аюшеев.
Концепция, мягко говоря, спорная, и вызывает слишком много вопросов. Откуда Хамбо лама берет подобную статистику и чем она подтверждена? Почему понимание монголами бурят в приоритете над распространением языка среди самих бурят и созданием единой коммуникационной системы между ними? Наконец, не противоречит ли заявление о «физиологических» ограничениях кяхтинцев и селенгинцев науке?
Вместо ответов Дамба Аюшеев лишь развивает свою теорию, еще более углубляя ее и ставя конкретную цель.
«В Монголии халха монголов составляет около 80 % от общего населения страны, потому халхаский диалект, благодаря мудрости и уму наших сородичей Ринчен Бимбаева и Цыбен Жамсарано, сегодня объединяет всех жителей в единое языковое пространство. У нас же бурятское общество состоит из 5 больших этнических групп, таких как селенгинских, хонгодоров, эхирит- булагатов, баргузинских и хоринских. Учитывая что в реальности ни одна из 5 групп не обладает большинством, количество каждой группы варьируется в пределах 15-20-25 % от общего населения бурят. Поэтому мы должны прийти консилиуму, чтобы не нагнетать обстановку, а мудро договориться и жить дальше уважая язык и менталитет друг друга. Также не забывая развивать язык хамниганов, соетов и эвенков», - считает Хамбо лама.
Получается, что объединить бурят можно лишь путем их окончательного раскола. Весьма нестандартный подход.
Безусловно, развитие диалектов – важная часть сохранения и развития бурятского языка в целом. Однако в политическом смысле действия и (главным образом) заявления лидера буддистов могут рассорить между собой лидеров кланов и спровоцировать как минимум неприятное для всех обсуждение, как максимум – передел власти.
Кроме того, чрезмерное увлечение монгольским опытом и стремление Хамбо ламы сделать Бурятию доступнее для жителей соседнего государства едва ли понравятся властям и силовикам. Особенно на фоне сентябрьских волнений в Улан-Удэ.
Бабр продолжит внимательно следить за развитием событий.