По следам древних. Кто и когда сделал каменные «писанки» Байкала?
Ни для кого не секрет, что территория Сибири была обжита еще в глубокой древности. Тогдашние сибиряки оставили нам несколько посланий на камнях, которые до сих пор находят ученые. Что несут петроглифы и как давно они были сделаны?
Самая большая галерея наскальных рисунков сохранилась до наших дней на скале Саган-Заба на Байкале. Изображения открыли в 1881 году. Древние петроглифы есть также в бухте Ая, в долине реки Анги, но наиболее известными среди них стали именно писаные камни на скале Саган-Заба.
2500 лет…
На прорисовках петроглифов Саган-Забы, которые сделаны в 1937 году, можно насчитать 17 рогатых фигур, к настоящему времени видно только 13. Всего в 2-3 м от кромки воды на мраморной скале сохранилось 5 групп рисунков, на которых более или менее отчётливо видно 23 изображения. С момента открытия (чуть более века назад) бесследно исчезло больше половины рисунков. Специалисты считают, что самые древние из них относятся к новокаменному и бронзовому векам (конец II тыс. до н. э.). Могли ли рисунки сохраняться 2500 лет на поверхности мраморной скалы, если наглядно видно, как они исчезают на глазах одного поколения?
Правильность датировки вызывает сомнения, так как инструментальных способов определения возраста наскальных рисунков нет и учёные дают свои заключения по косвенным признакам: манере художественного письма и найденным артефактам вблизи рисунков. Иногда это совпадает с истиной, иногда нет. Так, на Алтае был впервые применён опыт датировки возраста лишайников, которые частично перекрыли древнее изображение на скале. Полученные данные и подтвердили предположение учёных о принадлежности рисунков к неолиту. На Саган-Забе нет подобных лишайников и органики, перекрывающих изображения, чтобы по ним определить точный возраст рисунков.
…или только 300?
Сомнение «сохранности» наскальных рисунков в течение 2500 лет вызывает и то, что поверхность скалы находится в зоне волнового прибоя и сурового климата. Как известно, мрамор подвержен интенсивному выщелачиванию поверхностного слоя, а отвесные скалы, на которые нанесены рисунки, не защищены от солнца и влаги, ориентированы на восток и в течение суток подвергаются значительному температурному воздействию: днём камни сильно нагреваются, а ночью охлаждаются.
Внешний слой мелкозернистого мрамора подвергается интенсивному процессу поверхностного карста. Разрушенный поверхностный слой шелушится и осыпается от прикосновения рук. Рисунки исчезают буквально на глазах, будто их возраст не 2500 лет, а максимум 300. Мрамор - порода осадочного происхождения, в отличие от гранита, который относится к магматическим, излившимся породам, имеет высокий процент водопоглощения. Разрушение поверхности мраморной скалы должно составлять несколько миллиметров за прошедшие тысячелетия. По заключению специалистов, занимающихся проблемами твёрдости, морозостойкости мрамора и бетона, возраст рисунков Саган-Забы, с учётом расположения, глубины рельефа рисунка и структуры камня, не может превышать 150-300 лет.
Версий много
Уже более века сибирские писаные камни подробно изучаются различными представителями науки, однако до сих пор нет надёжного метода их точной датировки, поэтому противоречивость расшифровки сематики изображений разными учёными и отсутствие точных датировок рисунков позволяет выдвигать всё новые и новые гипотезы их предназначения. В частности, рогатые фигуры на скале Саган-Заба, по версии: Николая Спафария, - «никто не ведает, что писано и от кого», Д.Г. Мессершмидта, - нарисованы для забавы, Г.Ф. Миллера, - с ритуальными целями, А.В. Тиваненко,- пиктографические надписи. А ещё можно предположить, что рогатые фигуры это - танцующие шаманы, плывущие в воде божества Ухан-хата, рогатые викинги, по ошибке заплывшие в Байкал, черти с рогами и хвостами, божественные гаруды с рогами, инопланетяне с антеннами на голове или обычные рогатые мужики.