Семейские из Новодесятниково
Летом этого года в Республике Бурятия планируется проведение мероприятий, посвященных 250-летию прибытия первых переселенцев-старообрядцев в Забайкалье. Сегодня я хочу рассказать о небольшом старообрядческом селе Новодесятниково Кяхтинского района, так как это единственное старообрядческое (семейское) село в Кяхтинском районе, откуда я являюсь родом.
Потомки старообрядцев Забайкалья (семейские) – одна из групп населения русского народа, имеющая сложную историко-этническую судьбу. За неприятие нововведений в православной церкви России и после ряда неудачных выступлений против реформ царя Алексея Михайловича и патриарха Никона во второй половине 17 века, их предки были объявлены вне закона и выселены за пределы России: проживали в Румынии, Польше, Украине и в других регионах Европы.
В конце 18 в. Екатерина II в целях освоения Сибири начала переселять старообрядцев в Забайкалье группами по 150-200 человек. Старообрядцы стали компактно расселяться на землях Забайкалья (ныне Тарбагатайского, Мухоршибирского и Бичурского районов).
В начале 19 в. с целью поиска “хороших земель” несколько семей из с. Десятниково Тарбагатайского района – Банновы, Григорьевы и Ефремовы - переселились на правое побережье р.Чикой, в последующем образовав с. Новодесятниково Кяхтинского района.
На новом месте переселенцы взялись за тяжелейший труд. Они разрабатывали, раскорчевывали участки земли под пашни, строили дома, разводили скот, обустраивали свой быт. Они привезли с собой самобытную культуру, которую выстрадали за годы гонений и которая помогла им пережить трудное время. В Этнографическом музее Народов Забайкалья г.Улан-Удэ имеется старообрядческий (семейский) комплекс, там можно увидеть быт и культуру старообрядцев. Эта черта народа ярко проявила себя в строительстве домов, в одежде и вещах обихода, в песнях, обрядах, в отношениях.
В рамках празднования 250-летия прибытия первых старообрядцев в Забайкалье в прошлом году жители с. Новодесятниково при поддержке Администрации Кяхтинского района отметили 200-летие своего села. На этом праздничном мероприятии Глава Кяхтинского района сказал:
- Уникальное село с уникальными людьми, которые пришли сюда с гонениями и эти люди внесли огромный вклад в развитие Кяхтинского района, всей республики. Они умеют и любят работать, воспитывают своих детей, сохраняя все свои традиции. Люди, богатые своей душой и верой, своими традициями
И это подтверждается тем, что они внесли вклад не только в развитие района, но и Республики, а некоторые жители - в целом страны.
Сегодня, когда вся страна отмечает 70-летие Победы Советского народа над фашистской Германией, надо сказать о том, что много мужчин из этого маленького села ушли на фронт, многие из которых не вернулись.
Жители села, района гордятся своими земляком героем Советского Союза Павлом Илларионовичем Банновым, который родился в октябре 1917 г. Проста была трудовая биография Павла Баннова до Великой Отечественной Войны. С детства он был приучен к труду хлебороба, с 16 лет стал членом колхоза «Красное знамя». В 1938 г. Павел Баннов пошел служить в Красную Армию и Великую Отечественную Войну он встретил на Центральном, а затем на Брянском фронте.
В боях на Курской дуге в 1943 г. по отражению летнего наступления немцев наш земляк сержант Павел Баннов проявил исключительную отвагу, мужество и героизм, когда на подразделения Красной Армии немцы бросили в атаку свыше 40 танков, а с воздуха их прикрывали сотни немецких самолетов, Он мужественно, с противотанковым ружьем в руках встретил эту лавину. В течение 5 дней в этих боях он уничтожил из противотанкового ружья восемь фашистских танков и несколько десятков фашистов огнем из автомата.
За мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, сержанту Баннову Павлу Илларионовичу Указом Президиума Верхнего Совета Союза ССР от 27 августа 1943 г. было присвоено звание Героя Советского Союза.
В декабре 1943 г. Павел Илларионович по состоянию здоровья, вследствие тяжелого ранения, был демобилизован из Красной Армии. После некоторого отдыха, вызванного плохим состоянием здоровья, он работал у себя в районе на партийной, советской и хозяйственной работе. 24 апреля 1959 г. он трагически погиб.
В послевоенные годы труженики села и пришедшие с фронта мужчины стали поднимать разрушенное сельское хозяйство. В 1961 г. в связи с укрупнением колхозов колхоз «Красное знамя» присоединили к совхозу «Пограничный», а с 1965 г. он стал вторым отделением совхоза «Большелугский». В те годы были построены животноводческие фермы и дома для совхозников. Сегодня, к сожалению, с.Новодесятниково, как и все села России, испытывает большие трудности, молодежь уезжает в Кяхту и Улан-Удэ, плохо работает мобильная связь, интернет. В селе сохранилось 106 дворов, где проживают около 265 человек. Но село не унывает, работает школа девятилетка, где обучаются 27 детей, имеются магазин, почта, фельдшерский пункт, дом-усадьба «Седая старина» и от администрации МО СП «Большелугское» работает 1 специалист. Хотелось бы особо отметить создателя и основателя музея-усадьбы Рышкову Степаниду Леонтьевну, которая всю свою душу вкладывает в свой труд и творчески, с любовью относится к своему созданию. Музей отличается тем, что там «вживую» можно ознакомиться, испытать на себе быт, культуру и традиции народа – старообрядцев.
При всех трудностях в село приезжают молодые семьи, создают крестьянские хозяйства. Например, Черепанов Евгений Павлович занимается выращиванием овощей, которые реализует в г.Кяхта. Рышков Олег Васильевич имеет свою пилораму и пиломатериалы доставляет в г.Улан-Удэ. Многие жители имеют частное подсобное хозяйство, у которых поголовье скота насчитывается более 30 голов.
В селе, кроме этого, не угасает, а наоборот, процветает духовная культура. В свободное время жители ходят в клуб, где заведующей работает активистка, приверженец своей старообрядческой культуры Татьяна Васильевна Мисайлова. В клубе имеется библиотека, но основной гордостью сельчан является народный ансамбль «Зареченька», руководителем которого является Баннова Людмила Сергеевна. Ансамбль часто выступает на районных и республиканских конкурсах. В этом году 26 февраля на Сагаалгане Кяхтинского землячества в г.Улан-Удэ ансамбль выступил перед земляками, проживающими в городе, и в знак благодарности был отмечен бурными аплодисментами.
Село возрождается при поддержке МО СП «Большелугское» и районной администрации и надеется на светлое будущее.
Раньше мне приходилось работать, изучая старообрядческую культуру, будучи директором Этнографического музея народов Забайкалья, и принимать участие в конференциях по старообрядчеству в городах России и за рубежом, работая в тесном сотрудничестве с учеными, докторами наук Болоневым Фирсом Федотовичем (г.Новосибирск) и Поздеевой Ириной Васильевной (МГУ, г.Москва), и хочу сказать, что старообрядцы (семейские) – это физически крепкие и сильные духом люди, которые внесли вклад в развитие сельского хозяйства и экономики Республики.
Найдан Чимбеев
кандидат исторических наук