Конкурс на создание национальной оперы: как минкульт и Оперный отпугивают творцов от Бурятии
Минкульт Соелмы Дагаевой совместно с руководством Бурятского театра оперы и балета умудрились от начала и до конца провалить организованный ими конкурс на создание национальной бурятской оперы. Композитор Светлана Нестерова, которая по факту никак не нарушила положение о конкурсе, стала заложником скандальной ситуации.
Напомним, в конце 2020 года министерство культуры Бурятии вместе с театром оперы и балета объявили открытый конкурс на создание национальной оперы в рамках подготовки и проведения празднования 100-летия образования республики. Премьера спектакля должна была состояться в конце 2023 года. 1 ноября 2021 года жюри выбрало победителя – им стала доцент кафедры композиции Санкт-Петербургской государственной консерватории Светлана Нестерова с оперным эскизом “Сказка о крыльях” на либретто В.М. Куприяновой.
Бурятские театроведы посчитали результаты конкурса нечестными. В Фейсбуке Нестерову обвинили в самоплагиате и подгонке под бурятский фольклор написанного ей же ранее эскиза “Поди туда, не знаю куда”. Кульминацией стало обвинение в “распиле” призовых денег – в разных источниках сумма варьировалась от 13 до 20 миллионов рублей. Результатом скандала стал созыв минкультом Бурятии экстренной пресс-конференции, на которой было объявлено о самоотводе Светланы Нестеровой и присуждении победы Баиру Дондокову, изначально занявшему второе место в конкурсе.
Если внимательно изучить положение о конкурсе, размещённое на сайте минкульта, то выяснится, что эскиз Светланы Нестеровой полностью соответствует ему. Документ допускает то, что композитор мог для создания нового материала взять за основу свою старую работу. Более того, организаторы сами нарушили одно из положений: “Решение, принятое жюри Конкурса, является окончательным и не подлежит пересмотру”.
“Если права на музыку не передавались, не продавались — он имеет право на любые редакции и не должен за это оправдываться! Именно об этом говорилось в положении конкурса”, – комментировала Светлана Нестерова для Бабра.
К тому же, участники конкурса (в том числе и победитель) не получают гонорар за созданные работы, а средства, выделенные на конкурс – 25 миллионов рублей – расходуются на организацию конкурса и будущую постановку победившей оперы.
Художественный руководитель Оперного Владимир Рылов во всей красе показал искусство моментального “переобувания”. После объявления результатов конкурса он называл его невероятным событием для Бурятии, но после случившегося скандала Рылов заявил, что лучше бы конкурс вообще не проводился.
Организаторы мероприятия – минкульт Бурятии и руководство театра оперы и балета – создавали положение о конкурсе, знали его, и при этом оказались не в состоянии защитить участника, которого жюри выбрало изначально. Они буквально “кинули” Светлану Николаеву на растерзание бурятской общественности, отвели её внимание от себя и не признали собственных провалов. В итоге композитор “сдала назад” и отказалась от дальнейшей работы с театром оперы и балета.
В итоге ведомство Соелмы Дагаевой в очередной раз создало прецедент, который ещё больше отпугнёт российских и зарубежных деятелей культуры от Бурятии. Они будут знать, что в случае общественного резонанса минкульт не встанет за них. Это окончательно загонит культуру Бурятии в стагнацию.