Мнение: Борьба с бурятским национализмом с помощью сплетен и слухов
Буквально на днях сторонники бурятского правозащитного движения «Эрхэ» озаботились внезапно проблемой «бурятского национализма» в Бурятии. Статью об этом на портале «Бурят-Монгольский информационный портал» написал Евгений Хамаганов.
Тема роста бурятского национализма в Бурятии, вызванного процессом слияния бурятских округов с соседними регионами, далеко не нова. Подобные опасения высказывались много раз и по разным поводам.
Но тут Евгений Хамаганов сумел внести новую струю в обсуждение этой проблемы в своей статье «Региональная сатрапия vs бурятский национализм». Высказав опасение в том, что приход жесткого управленца в Бурятию может вызвать рост национализма среди бурят, он заявил о том, что будто бы за ростом бурятского национализма стоят некие «сибирское регионалисты», которые по мнению Хамаганова стоят за отделение Сибири от России.
На это не стоило, может быть, обращать внимание, если бы Хамаганов не назвал бы меня в числе этих «регионалистов» в этом месте статьи: «В частности, патетика одного из регионалистов, Дмитрия Верхотурова, вполне к этому располагает – уже не единожды он обвиняет членов «Эрхэ» в предательстве национальных интересов бурятского народа».
Разумеется, Хамаганов серьезно исказил ситуацию. Во-первых, движение регионалистов не высказывалось за отделение Сибири от России, поскольку целью его стоит достижение широкой автономии в рамках Российской Федерации для того, чтобы обеспечить ускоренное экономическое развитие и преодоление последствий господства сырьевой экономики в сибирских регионах.
Регионалисты ссылаются, конечно, на опыт сибирских областников, которые объявили в 1918 году независимость Сибири. Но тут нужно помнить, что Декларация о государственной самостоятельности Сибири, принятая 4 июля 1918 года, была отменена Временным Сибирским правительством 3 ноября 1918 года. Таким образом, сибирская независимость в 1918 году просуществовала всего 124 дня, и ссылка на нее никакого политического значения не имеет.
В собственных многочисленных статьях на тему положения и развития Сибири я всегда отстаивал позицию именно достижения самостоятельности сибирских регионов, возможности полноценного, разностороннего экономического, культурного и общественного развития с учетом сибирских условий. Ссылаясь на опыт Казахстана, который пережил трудные годы в первые годы своей независимости, я выступал и выступаю теперь за самостоятельное развитие Сибири в рамках Российской Федерации. Вообще, выход Сибири из России возможен только в том случае, если федеральное правительство вдруг, подобно союзному руководству в 1991 году, утратит возможность контроля над ситуацией.
И вообще, с моей точке зрения, любые «сепаратисты» в Сибири представляют собой, по существу, людей, которые тезисом о необходимости немедленного отделения Сибири от России только прикрывают свое полное бездействие, чему посвящена моя статья «Типа «бурятский сепаратизм» на «Политическом Иркутске».
Итак, этот вопрос можно закрыть, и сказать, что Хамаганов просто ничего не знает как о позиции сибирских регионалистов, так и о моей позиции по поводу развития и политического статуса Сибири.
Во-вторых, мое определение «Эрхэ» как соглашательского движения основано на том, что представители «Эрхэ», и Евгений Хамаганов в том числе, пришли на переговоры к президенту Бурятии Леониду Потапову, который незадолго до этих переговоров заявил о том, что Республику Бурятию необходимо превратить в «Прибайкальский край». Более того, на встрече, на прямой вопрос Эржены Баторовой (член Регионального объединения молодых ученых) о статусе этого края, Потапов ответил: «Прибайкальский край это будет административно-территориальной единицей. /…/ Я сейчас Суркову, что сказал, когда войдут округа, тогда в конституционном вопросе оговорите, чтоб вопросы сохранения языка и культуры, чтобы народ был не ущемлен. /…/.» (цитируется по стенограмме встречи с сайта «Эрхэ»).
То есть, представители «Эрхэ» пришли на переговоры с человеком, который заявил об упразднении Республики Бурятия, обсуждать с ним вопросы сохранения бурятской культуры. Эржена Баторова даже благодарила его за поддержку культурных проектов. Но очевидно, что упразднение нынешнего статуса республики, слияние с соседними регионами в «Прибайкальский край», это уничтожение основ и механизмов поддержки бурятской культуры. Тут же найдутся люди, которые скажут: «В Прибайкальском крае русских 90%, почему буряты получают поддержку?».
Потому я и считаю, что без предварительных требований от Потапова дезавуировать свои заявления об упразднении республики, переговоры с ним были именно соглашательством с процессом уничтожения бурятской автономии. Это предательство бурятских интересов, о чем я и заявил в статье «Бурятское национал-предательство» на портале «Политический Иркутск».
Хамаганов хочет представить дело в превратном свете: «…либеральными движениями вроде «Эрхэ», считая их руководство продажным и соглашательским, поскольку члены «Эрхэ» осуществляли переговоры с президентом РБ и первым заместителем главы администрации Агинского округа». Нет, свое соглашательство руководство «Эрхэ» выразило тем, что даже не попыталось на переговорах уговорить или заставить Потапова, а также представителей администрации Агинского округа отказаться от ликвидации бурятской автономии в округах и в республике.
Хамаганов упоминает какую-то неизвестную «партию Гэсэр», которая будто бы расписывала стены домов в Улан-Уде зимой 2006 года. Я считаю, что существование такой партии – чистая выдумка. Тот, кто выдумал «партию Гэсэра», считал, видимо, что народ совсем неграмотный и не знает, что Гэсэр - это знаменитый эпос, разные варианты которого есть у бурят, саха (якутов), калмыков и других народов. Я не понимаю, что такое «партия Гэсэра». Могу предположить, что если есть такая партия, то, вероятно, есть также и «партия Ильи Муромца», «партия Добрыни Никитича», а может быть даже и «партия Алеши Поповича».
Росписи домов и стен не могут быть доказательством существования партии, потому что надписи может нанести кто угодно.
Появление этой статьи Хамаганова, насколько можно судить, связано с тем, что «Эрхэ», проиграв две кампании по защите округов с разгромным счетом, теперь исчерпало возможности дальнейшего развития в качестве оппозиционного правительству Бурятии движения. Теперь руководство движения решило сменить и вывеску, и тактику. Хамаганов назвал движение «Эрхэ» теперь уже либеральным, и всячески подчеркивает то, что оно соблюдает российские законы. Хамаганов пишет: «Кроме того, не исключено что в случае зачистки правового поля от «Эрхэ», КБН, ряда других организаций, в нем действующих, их место могут занять другие движения». Тут нужно внести уточнение, что КБН, или Конгресс Бурятского народа, прекратил свою деятельность в 2005 году, как организация, чья деятельность не соответствовала закону «Об общественных объединениях».
Иными словами, ми видим сигнал от руководства «Эрхэ» к правительству Бурятии, что они уже согласны на «конструктивный диалог» и «борьбу с бурятским национализмом». По сути, это капитуляция.
«Эрхэ» называется бурятским правозащитным движением. Однако очень странно видеть, как представители этого движения пытаются достичь своих целей путем распространения слухов и недостоверной информации. Впрочем, этим они могут повредить только себе и своей репутации.