Артур Скальский

© Colta.ru

ОбществоРоссия

2944

20.03.2013, 01:12

Новости журналистской этики

Андрей Архангельский о новом выборе, который сегодня стоит перед журналистом, новой журналистской этике и проблесках новой медийной эры.

Те, кто хотел, прошли хорошую школу демократии за полтора года: они в ускоренном режиме вынуждены определяться в отношении к важнейшим понятиям современного общества — к политике, к митингам, законам, сиротам, понятию гражданственности, к политзаключенным, к сексуальным меньшинствам и проблемам ЖКХ, к вере, религии, институту церкви. Они даже успели пройти заочный курс обучения в школе современного искусства: две выпускницы получили «двушечку», а остальные — двушечку моральную. Режим устраивает для желающих шикарный мастер-класс: при иных обстоятельствах на это обучение ушли бы десятилетия, а тут экстерном, за год с небольшим.

Параллельно власть занимается и тонкой настройкой. Постоянными закрытиями, увольнениями, сужением поля СМИ она последовательно выковывает настоящих бойцов, делает из мягкотелых хипстеров воинов света. Она делает все возможное и невозможное, прививая людям самурайский кодекс чести. С десяток главных редакторов изданий уже сделали себе харакири, уйдя добровольно из журналистики — в конечном итоге по моральным соображениям. Добавим, что каждое такое увольнение рождает приступы солидарности в журналистском сообществе, которое по природе своей вовсе не расположено любить ближнего. Эта солидарность уже выходит за рамки корпорации: солидарность читателей и журналистов — это для России нечто новое, невиданное.

Сообщество в настоящий момент испытывает известное давление. Менять главредов будут, видимо, до тех пор, пока не выстроится нужная Кремлю конфигурация: имеется в виду тот набор психологических качеств, который уже представлен в Госдуме, Совете Федерации и других организациях. «Мелкие твари могут расслабиться», — пишет депутат Исаев в Твиттере, и это, безусловно, дoлжно понимать в широком смысле. Мелким тварям из либеральных СМИ, в отличие от крупных, ничего не будет за отступничество, за двенадцатый год: они могут смело возвращаться в лоно государственной печати, радио и ТВ, где десятилетиями делают взвешенную, объективную журналистику о том, что до сих пор шумит тайга. Так уже было в трех поколениях журналистов — оттепельных, перестроечных и девяностых, которые, поначалу хватив свободы, оказались либо вынуждены идти на известные компромиссы, либо оседать в малозаметных институтах, библиотеках и подсобках. Этого добивается власть и сегодня, искусственно сужая поле СМИ: чтобы рассерженное поколение рассосалось, расфрендилось, растеряло горизонтальные связи и утратило чувство локтя; это экономическое и психологическое давление на «братство “Жан-Жака”».

Власть надеется, что все будет так же, как в 2001-м, после разгона НТВ: что вот большинство похорохорится, да и вернется в лоно, двое-трое останутся гадить, но в целом все утихнет в силу материальных, вполне понятных причин и еще потому, что жизнь у всех одна. Однако нынешняя ситуация все-таки отличается: в 2001-м такой поступок оценивался в категориях прагматики, а теперь — этики. Масштаб несравним, и речь идет уже не о трех десятках людей, а о целой прослойке. Не было тогда такой поляризации общественного мнения, да и самого общественного мнения не было, оно сложилось благодаря соцсетям, комьюнити и т.д. Мало того что любой переход/уход — но и любое слово или жест, чуть не движение уголков губ всякой более-менее заметной медиаперсоны рассматривается под микроскопом и порождает сотни оценок и комментариев.

Но главное, есть ощущение, что именно сейчас ты совершаешь окончательный выбор — в пользу тех или других, ада и рая, и назад дороги уже не будет. Это уже не тактический выбор, а экзистенциальный, на всю жизнь: сегодня ты сам себе, рыжему, делаешь биографию, а не государство, как когда-то. И вот тут-то начинается самое интересное. Такая мелочь, как мнение профессиональной среды, сообщества и, в конечном итоге, класса, способна перевесить трезвый расчет и инстинкт самосохранения. К тому же градус отвращения к такой работе несравнимо больше, чем десять и даже три еще года назад.

После вольницы 2012 года, сделав какое-то количество важных заявлений, текстов или сюжетов, многие сами себе закрыли дорогу в прогосударственные СМИ: в противном случае их слова и репутация ничего не будут стоить. Таким образом, возникла прямая зависимость между твоим текстом, сюжетом и твоим поступком. И если в прошлом году было важнее, что ты пишешь, то в 2013-м чуть ли не важнее, как ты себя ведешь.

И всю ситуацию в целом нельзя оценивать вне категорий этики, она выходит на первый план.

Результатом давления власти на СМИ стало экстренное формирование своеобразного этического кодекса журналиста, ничего общего не имеющего с теми искусственными конструкциями, которые навязывало государство в лице Общественной палаты, Госдумы, Союза журналистов и даже клубов главных редакторов все 2000-е годы. Навязываемая этика касалась в основном того, как и о чем можно писать и о чем нельзя, и крутилась вокруг вмешательства журналиста в частную жизнь. Этический кодекс, который впервые формируется внутри самого сообщества, рассматривает два основных вопроса.

Первый — можно ли и в какой степени в сложившейся ситуации сотрудничать с государством?

В нашей ситуации это означает — сотрудничать или нет с большинством СМИ, которые так или иначе зависят от Кремля, а значит, ограничивают право на информацию (государственные, прокремлевские и околокремлевские). Есть еще прослойка мягколиберальных СМИ, где «нельзя про Путина и про Навального», но можно, например, про отсутствие велосипедных дорожек в Москве. Так или иначе, многие сделали выбор в пользу отказа от сотрудничества вообще. За полгода сформировался внушительный пул VIP-отставников — главредов, продюсеров, репортеров, телевизионщиков, — которые либо не могут (примерно десяток из них получили волчий билет, негласный запрет на профессию), либо не хотят работать в сложившихся обстоятельствах. В этой ситуации быть безработным для многих значит сохранить лицо и репутацию. Эти люди составляют некий прообраз журналистики постпутинской — независимо от того, когда этот момент наступит. Как верно написал Александр Морозов, они, подобно писателю Шишкину, сделали ставку на будущее. И их неучастие, их уход из журналистики есть точно такое же этическое действие, имеющее сегодня значение, может быть, даже большее, чем писать, говорить, снимать.

Раньше говорили «колесование, испанский сапог и костер из сырых дров», а теперь — «общественно-политический журнал должен приносить доход».

Второй, не менее важный вопрос новой журналистской этики: каковы моральные обязательства журналиста перед хозяином/инвестором/издателем — теми, кто платит зарплату, дает деньги на новые проекты и т.д.?

Нужно ли журналисту учитывать ситуацию хозяина, входить в его положение? Ставить себя на «его место»? Нужно ли думать о том, что, условно, публикуя текст члена Координационного совета оппозиции, ты можешь поставить под удар интересы твоего инвестора, спонсора, подписываешь приговор либо изданию, либо главному редактору?

Недавняя речь замминистра Волина — о том, что «нужно работать на дядю», — о том же. Это такой пример журналистской этики, как ее понимает государство. Эта этика уже не требует, чтобы ты целовал носок туфли хозяина, но требует считаться с его интересами. Новая этика, формирующаяся внутри сообщества, напротив, склоняется к тому, что это противоречит природе профессии — думать об интересах хозяина СМИ. В жизни так не бывает, понятно, но ведь мы об идеале, об этике. А с точки зрения этики наличие дяди в журналистике — это не данность, а проблема. Даже если ты работаешь на дядю, нужно осознавать, что дядя — это несвобода. И что интересы дяди и журналистики никогда не будут совпадать. И что в идеале у журналистики вообще не должно быть хозяина.

Мы не знаем истинных причин закрытия OpenSpace.ru и «Русской жизни» — столь разных по политической программе и столь похожих по молниеносности закрытия. Общее заключается в том, что люди, работавшие там, в общем-то делали то, что им нравилось. У Ковальского был кайф в отвязности текстов про политику, у Ольшанского — про жизнь, но в любом случае это был кайф. То, что говорит Ольшанский, и есть самое страшное признание с точки зрения бизнеса: он занимался в журнале тем, что нравится. Это желание — получать удовольствие от профессии — карается даже либеральными «дядями»: они сейчас в блогах дежурно объясняют, что «журналистика — это точно такой же товар». Это не просто узость мышления, в этом есть что-то автохтонное. Капитализм в России не хочет, чтобы человеку было хорошо. Он платит ему зарплату только за унижение, скуку, пустоту и отказ от самого себя. Все остальные аргументы бизнеса — это называние мучительства другими словами: раньше говорили «колесование, испанский сапог и костер из сырых дров», а теперь — «общественно-политический журнал должен приносить доход». И помимо политических и экономических обстоятельств, о которых мы, конечно, когда-нибудь узнаем, закрытие OpenSpace.ru и «РЖ» есть такая символическая, в духе Пелевина, месть двухголового божества (бизнеса и власти), которое не может допустить, чтобы журналисту (и читателю) было хорошо. Эти иллюзии, соблазны вредны — вдруг все так захотят? Никаких отдушин быть не должно.

Между тем новая этика журналиста гласит: работа должна приносить удовольствие. Применительно к нашей профессии это означает: то, о чем ты пишешь или говоришь, совпадает с твоими собственными убеждениями. Это первое правило новой этики, «антиволинской», — потому что сделать хороший, честный текст без полной отдачи, без искреннего желания нельзя, невозможно. Поэтому новая этика позволяет взять деньги у капиталиста, зафигачить фильм, спектакль или пятьдесят очень крутых текстов, которые почти гарантированно провалятся в прокате, в печати, даже в интернете — но зато останутся в истории. Без этого не бывает движения вперед, не бывает искусства и жизни, и не нужно жалеть деньги капиталистов, потому что иначе они бы пошли на какую-то другую фигню. Этика эта давно подкреплена постулатами Франкфуртской школы: капитализм нужно постоянно критиковать изнутри — иначе он превратится в моральный Освенцим. Капитализмом нужно пользоваться, его рамки нужно расширять, а не восхвалять бездумно «железные законы рынка». Это вовсе не отрицает стратегического выбора в пользу капитализма как идеи — но ссылками на капитализм нельзя оправдывать бесчеловечность, игнорирование естественного желания воспарить к высотам духа.

Именно поэтому «Ольшанский и Ковальский все-таки правы», правы в высшем смысле. Когда в результате мучений с электронными журналами вдруг что-то похожее лет через пять или десять начнет работать и даже приносить доход, это случится вопреки законам рынка, а не благодаря, — так бывает всегда. Потому что общество выйдет на другой уровень развития и тут же появятся другие «железные законы рынка» — и так до бесконечности. Выгода общественная, как правило, не совпадает с выгодой материальной — а появление каждого серьезного, вдумчивого, интеллигентного СМИ приносит безусловную пользу обществу.

Поиск новых форм существования СМИ в интернете — вот что сейчас происходит, и будущее, безусловно, за ними, сколько бы их еще ни закрылось; будущее за краудфандингом, когда мы сами будем содержать СМИ и даже отдельных журналистов, которые нам нужны для радости, для ума, для трезвости и для чего-то, что невозможно сформулировать в рамках одной статьи.

Андрей Архангельский

Артур Скальский

© Colta.ru

ОбществоРоссия

2944

20.03.2013, 01:12

URL: https://babr24.info/msk/?ADE=113278

bytes: 11455 / 11438

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Общество" (Россия)

Инсайд. «Чайлдфри» больше не будет

Госдума РФ приняла во втором и третьем чтениях законопроект, запрещающий «пропаганду чайлдфри». За документ единогласно проголосовали все 403 депутата.

Николай Головин

ОбществоРасследованияРоссия

3623

19.11.2024

Инсайд. Непонятное, хотя и весьма тревожное закрытие музея ГУЛАГ в Москве

Непонятное, хотя и весьма тревожное закрытие музея ГУЛАГ в Москве. Как известно, проверками можно закрыть любое учреждение. Именно так и был закрыт музей ГУЛАГ — под благовидным предлогом несоблюдения каких-то нормативов числа тараканов на квадратный метр.

Николай Головин

ОбществоРасследованияРоссия

5769

15.11.2024

Эн+ объявляет о начале нового сезона грантового конкурса «Города со знаком плюс»

Прием заявок продлится до 15 февраля 2025 года. В этом году бюджет конкурса составляет 100 миллионов рублей, что позволит поддержать проекты, направленные на создание современной и комфортной социальной среды в городах, находящихся под ответственностью компании.

Ярослава Грин

ОбществоСобытияИркутск Россия

5612

02.11.2024

Мемориальную доску писателю Валентину Распутину открыли в Москве при содействии сенатора Андрея Чернышева

В Москве открыли мемориальную доску знаменитому сибирскому писателю Валентину Распутину. Идея установки принадлежит его семье и землякам. Всю организационную работу провел благотворительный Фонд «Сибирский Характер», который учредил сенатор Андрей Чернышев. «Мы дружили с Валентином Григорьевичем.

Алина Саратова

ОбществоРоссия Иркутск

3710

22.10.2024

Инсайд. Чиновник не идиот? Ну извините...

Законопроект об оскорблении чиновников взорвал Рунет. В России готовятся ввести уголовное наказание в виде лишения свободы на два года за оскорбление чиновников в интернете или СМИ.

Николай Головин

ОбществоСкандалыРоссия

3460

25.09.2024

Олимпийские игры: по полам нацело не делятся

«То ли баба, то ли мужик» из Алжира Иман Хелиф таки официально выиграла женский турнир по боксу на Олимпиаде в Париже, предоставив сторонникам эсхатологической теории мира богатый материал для приготовлений к концу света.

Георгий Булычев

ОбществоСпортСкандалыМир

3648

14.08.2024

Каракорум vs Улан-Батор: россияне не прошли в финал конкурса проектов новой столицы Монголии

В Улан-Баторе прошел полуфинал конкурса проектов по созданию новой столицы Монголии. Как и ожидалось, ни один из двух российских коллективов не сумел пробиться в финал, уступив лидирующие позиции китайским, индонезийским и японским разработчикам. Первые два места заняли команды из КНР.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкономика и бизнесМонголия Россия

16000

12.08.2024

Психологическая помощь: мейнстрим или настоящая потребность? Разбираемся в актуальной дилемме

В современном обществе сложилась своеобразная парадоксальная ситуация. С одной стороны, тема психического здоровья и необходимости профессиональной поддержки стала чрезвычайно популярной. Ходить к психологу считается признаком осознанности и развитости.

Анна Моль

ОбществоЗдоровьеРоссия

3973

05.08.2024

Краденая покорность: почему люди отдают миллионы мошенникам?

Жители Иркутской области добровольно отдали мошенникам полтора миллиарда рублей в 2023 году. Жертвами стали пять тысяч человек. Да и в 2024-м полиция уже несколько раз сообщала очередную калькуляцию (причем, видимо, никакой возможности вернуть деньги ни у кого под этим солнцем нет).

Георгий Булычев

ОбществоРоссия

3980

31.07.2024

С заботой от ФСИН: рейтинг тюремных книг

Не секрет, что контингент российских мест не столь отдалённых стремительно меняется в сторону превалирования ума, образованности и интеллигентности. Однако беспокоиться о том, что в случае лишения свободы в СИЗО или колонии будет нечем заняться, не стоит.

Филипп Марков

ОбществоКультураРоссия

26850

29.05.2024

Инсайд. Мир ждёт радикальная демографическая метаморфоза

Шутки про злых дедушек у власти во всех странах, они серьезнее, чем кажутся. Мир в целом ждёт радикальная демографическая метаморфоза. Дедушки (или скорее бабушки) станут абсолютным большинством.

Игорь Димитриев

ОбществоНаука и технологииРоссия Корея Китай

14205

05.04.2024

За независимость: как красные юрты приучили женщин-кочевниц к самостоятельности

8 марта, в Международный женский день, Бабр расскажет читателям о кочевых красных юртах, которые в свое время стали клубом для поддержки женщин, а также центром образования и культуры. Красные юрты – это настоящий символ новой эры в жизни кочевых народов.

Есения Линней

ОбществоПолитикаИсторияБурятия Россия

49454

08.03.2024

Лица Сибири

Котюков Михаил

Кузнецов Олег

Елизарьев Алексей

Гомбоев Сергей

Штенгелов Денис

Борисов Игорь

Шишкина Юлия

Клюев Максим (епископ Максимилиан)

Кузьмин Михаил

Балданов Баир