Сепаратизм ведет к вражде
После публикации моей статьи "Долой сибирский сепаратизм!" , споры с сепаратистами стали еще более острыми. Выявилась, наконец, целая пропасть между нашими взглядами, положенными в основание самопровозглашения сибирской нации, и взглядами сибирских сепаратистов.
Эти разногласия были и раньше, только их выявление шло довольно медленно, не в последнюю очередь в силу нашей малоопытности и стремления сепаратистов мимикрировать под любую идею, лишь бы только протащить свои сепаратистские установки. Но теперь эти различия стали ясными и четкими. Как уже отмечалось, размежевание с сепаратистами шло довольно долгой и извилистой дорогой, и не могло быть осуществлено сразу.
Итак, в чем состоят основы политических взглядов современных сибирских сепаратистов? Концепция сепаратистов держится на трех пуктах:
1. Все население Сибири - это сибиряки.
2. Всякий сибиряк, уезжающий из Сибири, тут же перестает быть сибиряком.
3. Нет сибирской нации без сибирского государства.
В общем и целом, сепаратистская концепция просто приравнивает нацию и гражданство, приравнивает нацию к населению определенного государства. Уже в этом состоит непримиримое противоречие между нашими взглядами, взглядами сибирских националистов, которые считают, что сибирская нация уже существует, и взглядами сепаратистов.
Но этого мало. С нашей точки зрения, сепаратизм крайне опасен последствиями своей концепции, о которых сами сепаратисты предпочитают не задумываться и не говорить.
Пункт первый: просто население
Первый пункт: "Все население Сибири - это сибиряки", высказывается очень часто, причем частенько вне всякий связи с идеями сепаратизма, как главный лозунг некоего "сибирского патриотизма", областничества или регионализма.
Главный крючок тут состоит в тривиальности этого высказывания и в намеренно неопределенном смысле его использования. Действительно, в самом широком смысле, опираясь на чисто географические определения, можно и так сказать. Но уже в географии кроется неопределенность термина, поскольку географические границы Сибири четко не определены. Под Сибирью можно понимать и всю территорию России к востоку от Урала, и бассейны рек, впадающих в Северный Ледовитый океан (тогда в Сибирь попадает около четверти территории Казахстана и часть территории Монголии), и территорию Сибирского федерального округа. Географическое понятие Сибири менялось со временем, причем весьма радикальным образом. Уже этот факт порождает просто для любого толкования этого лозунга. Разные толкования будут включать или исключать из числа сибиряков миллионы человек.
Второй момент, связанный с этим лозунгом, состоит все же в национальном вопросе. В Сибири проживает немало коренных народов, живших тут задолго до прихода русских, у которых сложилось свое национальное самоопределение, понятие "Сибирь" не включающее. Эти народы сложились до того, как понятие "Сибирь" было распространено на всю территорию восточнее Урала. Так что же, по этому лозунгу, сибирские народы должны отказаться от своего национального самоопределения?
Есть в Сибири немало представителей народов, которые приехали вольно или принудительно, которые ни своей национальной самоиндентификации, ни культуры, ни связей с родиной не утратили. По этому лозунгу, они тоже должны отказаться от своей нации?
Таким образом, если посмотреть внимательнее, то становится понятно, что этот, такой тривиальный на первый взгляд, лозунг содержит в себе очень неприятную подкладку. На его основе вполне можно выстроить жесткий режим национальной дискриминации и принуждения к отказу от своей национальности в пользу самоопределения как сибиряка. Этот лозунг не соответствует фактическому положению дел, когда в Сибири живет немало людей, которые себя сибиряками не считают и никогда считать не будут. Попытка его внедрения рано или поздно столкнется с сопротивлением, и неизбежно перейдет в принуждение и дискриминацию. От этого лозунга явно попахивает дымом Освенцима, до которого он вполне может докатиться.
Сибирские националисты придерживаются совершенно другой позиции. Во-первых, сибиряк с нашей точки зрения - это именно национальное самоопределение, включающее в себя факторы родства, культуры, мировоззрения, но главное сейчас, фактор самоопределения. Если кто-то признал себя сибиряком в национальном смысле, то значит, он относится к сибирской нации. Таким образом, сибирское национальное самоопределение есть дело добровольное.
Во-вторых, сибирские националисты прекрасно понимают интересы других наций, на их самоопределение и культуру никак не посягают, и заинтересованы в установлении дружеских и добрососедских отношений со всеми нациями, чьи представители живут в Сибири. Таким образом, население Сибири - это сообщество и союз наций, включая и сибирскую. Это наша принципиальная позиция.
Пункт второй: кто уехал - тот не сибиряк.
Заявление, что: "Всякий сибиряк, уезжающий из Сибири, тут же перестает быть сибиряком", - часто высказывается в полемическом смысле и направлен против меня и Ярослава Золотарева. Однако, судя по дискуссии с Михаилом Кулеховым, сепаратисты склонны применять его в расширительном смысле, и утверждают, что Василий Шукшин, например, не был сибиряком, несмотря на то, что родился на Алтае. Причина - творческая биография Шушкина прошла в Москве. То есть, сепаратисты желают "отлучить" любого сибиряка от его родины, как только он покинул Сибирь.
Получается у сепаратистов, в сочетании с первым пунктом, полный автоматизм в определении сибиряка. Кто живет в Сибири непосредственно - тот сибиряк, а кто выехал - тот немедленно сибиряком быть перестал. Неважно, считает ли выехавший Сибирь своей Родиной, считает ли он себя сибиряком, сохраняет ли он связи и так далее, на первом месте у сепаратистов чисто административный фактор. Уехал и отпал.
Сепаратисты думают, что таким образом они защищают интересы Сибири. С нашей же точки зрения, на деле они готовят почву для оккупации и колонизации Сибири. Ведь достаточно приехать каким-нибудь людям в Сибирь, врезать Кулехову прикладом по лицу, объявить, что они поселились в Сибири навсегда, и он тогда должен, в точном соответствии со своими взглядами, тотчас же признать их сибиряками. Более того, Кулехов признает даже китайцев сибиряками, правда с оговоркой, мол у многих жителей Бурятии есть китайские предки. Ничего, китайский солдат и удар прикладом по лицу быстро заставят его отказаться от всех оговорок и признать китайских переселенцев "самыми настоящими сибиряками".
Его не спасают оговорки о том, что "сибиряк - этот тот, кто поселился в Сибири навсегда". Любой захватчик и колонизатор стремится осесть в захваченной им земле навсегда. Потому сочетание двух лозунгов и представляет собой подготовку почвы для колонизации Сибири.
С нашей точки зрения, никакого автоматизма нет. Сибиряки - это нация. Сибиряк остается сибиряком, независимо от места жительства, хоть в Москве, хоть в Берлине, хоть в Пекине. Вместе с нами живут в Сибири и другие нации, и мы считаем это очень позитивным, но в то же время никому не позволим отобрать у себя Родину, в особенности под такими надуманными предлогами.
Пункт третий: без государства нет нации.
В свете сказанного, мы можем оценить и третий пункт концепции сепаратистов по-достоинству: "Нет сибирской нации без сибирского государства". Это формулировка Михаила Кулехова, появившаяся в ходе спора с нами. Что же, подобная откровенность весьма похвальна.
Но что это означает? Во-первых, это означает то, что сепаратисты не признают наших национальных прав. С их точки зрения, сибирской нации ведь не существует, раз не существует сибирского государства, следовательно и национальных прав у нас нет. Тут Кулехов, что парадоксально, полностью смыкается с русскими националистами, которые тоже считают, что никакой сибирской нации не существует. И все наше самопровозглашение на переписи населения в 2010 году он считает ничего не стоящим.
Из этого вытекает все остальное. С точки зрения сепаратистов нет у нас национальной культуры, нет своего языка, нет своих национальных интересов - ничего нет. Они видят нас простым "населением", которое должно покорно волочиться за самозванным вождем всюду, куда бы он не пошел. Иными словами, такой подход превращает сибиряков в серую, покорную массу, с которой можно сделать все что угодно. Например, ограбить, сдать колонизаторам в рабство, согнать с земли и так далее, и тому подобное, вплоть до уничтожения. Всякий раз, когда кто-то отрицал существование какой-либо нации или право этой нации на существование, дело заканчивалось печами Освенцима или массовой резней. Такие идеи с самого рождения несут в себе сильнейший негативный потенциал и всегда могут "выстрелить".
Именно поэтому мы, сибирские националисты, категорически против подобных идей.
Во-вторых, даже если рассмотреть саму по себе идею образования сибирского государства, то значит ли это, что все сибиряки получат в этом случае возможность считаться сибирской нацией? Вовсе нет. Это сейчас сепаратисты надеются, впрочем без малейших оснований, что им получится захапать себе всю Сибирь. А если им получится отхватить только небольшой кусочек, с пару областей, что они тогда скажут? Вот тогда, в точном соответствии со своей теорией, они признают сибиряками только тех, кто оказался под их властью, а остальным скажут: "Пошли вон!". Более того, они просто выгонят всех, кто им не понравится, и в точном соответствии со вторым пунктом своей теории, заявят, что это не сибиряки. В то же время, они могут навезти любых других людей, поселить, и тут же признать их, в точном соответствии с первым пунктом своей теории, "самыми настоящими сибиряками". Не говоря уже о принудительном "осибирячивании".
Потому, с этой дикостью ни мириться, ни тем более соглашаться никак нельзя. Такие идеи, будучи реализованными, разрушат веками созданный мир в Сибири, разорят ее и уничтожат всякие возможности для развития. Не нужно успокаивать себя, что у сепаратистов нет ни малейших шансов на успех. Мы должны уметь выявлять и заблаговременно разбивать критикой все идеи, которые при реализации приведут к вражде, столкновениям и другим бедствиям.