Сейчас – Альпы, следующий – Байкал
Нерпенок в капле воды – символ Байкальского международного кинофестиваля «Человек и природа» – в этом году отправился в Австрию. Фильм режиссера Отмара Пенкера «Принц Альп» о жизни олененка-марала, получил Гран-при. Итоги форума кинодокументалистов были подведены в минувшее воскресенье.
Седьмой раз фестиваль «Человек и природа» собрал кинематографистов из разных стран мира. Их главная творческая любовь – документальное кино. В течение недели в разных городах и поселках Иркутской области – Иркутске, Зиме, Байкальске, Слюдянке, Култуке, Усть-Орде и Большом Голоустном – был показан 41 фильм из 20 стран. Основными киноплощадками стали кинотеатр «Художественный» и Дом кино в областном центре.
Жюри предстояла непростая задача – назвать обладателя Гран-при и победителей в фестивальных номинациях. В итоге лучшим документальным фильмом была признана работа немецкого режиссера Кристиана Баумастера «Великие водопады Игуасу». Лучшим научно-популярным фильмом – «Болота и урочища» польского режиссера Томаса Оргодовчика. Лучшим этнографическим фильмом – «Женщины Дорфака» иранского режиссера Мохаммада Нами. Приз за лучший публицистический фильм получил режиссер из Северной Осетии Султан Цориев за картину «Зарамагский узел».
Перед награждением члены жюри признались, что так и не смогли выбрать лучший учебный фильм. Даже прозвучало предложение убрать эту номинацию из программы следующего фестиваля. К сожалению, остается только констатировать факт: производство таких картин в нашей стране и во всем мире сегодня умирает.
Еще более опечалило жюри, председателем которого был генеральный директор киностудии «Леннаучфильм» Владимир Бажин, то, что качество российских фильмов на фестивале значительно уступало зарубежным. Сегодня документальным кино у нас занимаются в основном энтузиасты, и даже если они профессионалы, один человек не может одинаково хорошо выполнять работу продюсера, режиссера, сценариста и оператора. А некоторые пытаются стать еще и композиторами собственных лент. В связи с этим качество конечного продукта оставляет желать лучшего. В результате только две российских картины были удостоены внимания жюри. Фильм «Межозерье» Андрея Гладких («Леннаучфильм») был назван лучшим дебютом, а «Долина Гейзеров» Дмитрия Шпиленка получила приз молодежного жюри.
Особые симпатии и жюри, и публики вызвали фильмы «Росомахи – гиены Севера» немецкого режиссера Оливера Гоэдзла и «Соседи» российского режиссера Сергея Махова. Первый был удостоен сразу двух наград – специального приза жюри и приза за лучший познавательный фильм. «Соседи» стали любимым фильмом фестиваля, а также получили награду как самое доброе кино.
В заключение все члены жюри высказали пожелание на следующем фестивале вручить Гран-при прекрасному фильму о Байкале, снятому иркутскими кинематографистами на родной земле.