Спешите видеть
Давно и не нами отмечено: если не везет, то полосой. У одних полоса затягивается на больший срок, у других на меньший, но такое невезение как у Михаила Ходорковского – поискать. Бизнес отобрали, в тюрьму посадили, на зоне штрафной изолятор чуть не через день…
Осталось на воле дело любимое, благотворительное, предназначенное к общественному благу и отчасти личной славе: фонд «Открытая Россия», с филиалами по стране и штатом молодых да прогрессивных сотрудников. И оно недолго продержалось – пришли мелкие прокурорские чины, арестовали счета в банке и система, состоявшая из множества образовательных программ, рухнула в течение месяца, подняв тучу пыли. Те сотрудники, которых просто уволили, могут считать, что повезло – перевернули страницу трудовой книжки и двинулись дальше. А вот Алексей Петров, исполнительный директор Байкальского регионального фонда гражданских инициатив «Открытая Россия - Иркутск», все еще пытается как-то распорядиться наследием «материнского» фонда.
Накануне дня независимости России, 8 июня, в офисе «Открытой России» прошла презентация двенадцати серий мультипликационного сериала «Открытие России». По форме каждая серия – пародия на популярную передачу федеральных телеканалов (в том числе вспомнили и некоторые уже закрытые), только ведущие везде одни и те же: знатные тележурналисты Хрюн Моржов и Степан Капуста, при посильной помощи репортера Филиппа Шарикова. Творческая биография нарисованных кабана и кролика сделала бы честь любому выпускнику журфака МГУ – они вели передачи на НТВ и ТВ6, подрабатывали на других каналах, пережили вместе с «командой Евгения Киселева» все взлеты и падения, ушли с ТВ в «Новую газету» и, кажется, еще калымили на радио, но это уже не важно. Они вернулись на DVD диске.
Каждая серия проекта рассказывает о конкретном эпизоде из прошлого России – от призвания варягов до революции 1917 года, но немного не так, как привыкли те, кому от тридцати и больше, и уж совсем не о том, чему учили тех, кто начал изучать отечественную историю после 1992 года. Старшее поколение, навечно зазубрившее «три источника и три составные части», узнает много нового о революционном движении. Младшее – как показал премьерный просмотр – наконец-то откроет для себя имена Пестеля, Муравьева, Столыпина, увидит в лицо трех императоров Александров и двух Николаев, князя Рюрика. Рекомендация на будущее: полезно держать под рукой дополнительную литературу – Карамзина (он, кстати, появляется в одной из серий), Соловьева, Костомарова, Ленина. Не помешает и Наум Коржавин, изложивший примерно те же эпизоды в легко запоминающейся стихотворной форме:
…Любовь к Добру разбередила сердце им.
А Герцен спал, не ведая про зло...
Но декабристы разбудили Герцена.
Он недоспал. Отсюда всё пошло.
Собственно, и сама концепция изложения тысячелетнего процесса через отдельные эпизоды, с прямыми включениями «с места события», демонстрацией подлинных документов, цитатами из выступлений, писем и сочинений – узнаете? Это же фирменный стиль Леонида Парфенова, выработанный еще в цикле «Намедни. Наша эра». Впрочем, это уже слишком глубокий уровень и едва ли авторы рассчитывали на такое узнавание. Их работа гораздо проще и я бы даже сказал – терпимее к интеллекту зрителя. Дискуссия между Пестелем и Муравьевым, например, исполнена как самая популярная передача такого типа «К барьеру!». Только с учетом реальной биографии действующих лиц и возможных последствий победы восстания 14 декабря 1825 года, она называется «К топору!». Топором, маячившим всю передачу перед лицами дуэлянтов, в финале воспользовался Николай Павлович – оттяпав головы двум героям войны 1812 года. Но едва ли кто-то из зрителей испытает жалость к казненным: один из них за несколько секунд до финала начинает говорить голосом Жириновского, а другой – голосом Ленина, и это не делает их лучше.
Еще одно принципиальное отличие сериала от традиционного изложения истории по государственному учебнику – полное отсутствие ярко выраженной симпатии авторов к одной из сторон исторического процесса. Вспомним: в советском учебнике народ вел вечную борьбу против самодержавия, увенчанную заслуженной победой прогрессивного над отсталым; в современном – революционеры почти на столетие сбили Россию с ее особого пути, сформулированного еще графом Уваровым. В мультфильме положительные эмоции вызывают разве что любознательные представители фауны Хрюн, Степан и Филипп. В той же серии с декабристами две пары судей, сидящих среди зрителей – Хакамада и Явлинский, Путин и Сталин – говорят примерно то же, что и прототипы, но с поправкой на мультяшную утрированность.
Смещение акцентов усиливает комический эффект, позволяет провести рискованные параллели (недалекие от истины – когда Вера Засулич говорит голосом Валерии Новодворской, это всего лишь игра с нереализованной возможностью, заложенным в персонаже потенциалом), но иной раз и вызывает раздражение. Можно не сомневаться, что появление на экране Петра Столыпина в клетчатом трико «коверного» - пусть даже его политика с чьей-то точки зрения того заслуживает – многими будет оценена как провокация и «очернение». Никакая политическая сила в стране не сможет записать этот мультфильм в актив своих агитационных материалов – в нем нет намека на компромисс с иллюзиями и мифами нашего коллективного представления об истории России. Но многие воспримут его как пощечину, адресованную им лично – и в первую очередь этого можно ожидать от действующих представителей власти. А в самом деле: постоянная рифма Путин и Сталин – это намек на сравнимый рейтинг или на что-то иное?
Студия Pilot, снимавшая мультфильм, могла рассчитывать на любую реакцию, но только не ту, что получилась. Все усилия Алексея Петрова организовать демонстрацию мультфильма по иркутским телеканалам закончились полным провалом. Более того, и приглашение на презентацию осталось без ответа. Есть, стало быть, более важные дела, более актуальные новости. Единственный диск с мультфильмом хранится в офисе фонда «Открытая Россия – Иркутск», который будет закрыт в конце июня. Пока еще есть возможность – спешите видеть.
Владимир Скращук