Лев Новоженов: Кремль – структурное подразделение ТВ
Человек с профессорским видом – седой, импозантный, в очках. Кто-то говорит, что он создает впечатление эстета и сноба. Друзья наделяют его эпитетами «добрый» и «неконфликтный».
Журналист, писатель, сатирик Лев Новоженов, известный телеведущий. В пятницу в рамках фестиваля «Байкальская пресса» столичный медиаэксперт провел для коллег из Приангарья мастер-класс, во время которого рассказал о безграничной силе телевидения, о том, почему не любит бывать в книжных магазинах, чем «убивает» Интернет и какая главная задача стоит сегодня перед журналистским сообществом.
Полоса отчуждения
Отчего порой случается: встретившись с человеком впервые, думаешь, будто всю жизнь его знаешь? Именно такие – приятельские – чувства вызывает Лев Новоженов. Имея за плечами огромный опыт, будучи популярным и состоявшимся как личность и профессионал, он разговаривает со всеми без исключения на равных. В таком формате мастер общается и со своими студентами, предпочитая большим и неуютным аудиториям более теплую обстановку:
– Я им говорю, пойдемте в бар, возьмем кофе, сядем и будем разговаривать. Ведь мы больше узнаем друг от друга, если не будет дистанции.
По мнению Льва Новоженова, весь смысл русской жизни сводится как раз к тому, чтобы «просто встретиться и поговорить». Наверное, поэтому он выступал, стоя непосредственно перед зрителями, а не сидя за предназначенным для этого столом. Полоса отчуждения от аудитории, считает мэтр, недопустима и в журналистской работе.
– Мы, журналисты, должны в хорошем смысле этого слова разучиться писать, чтобы от головы, от сердца до бумаги был наикратчайший путь, – считает Лев Новоженов. – Главная задача нашего брата в том и заключается, чтобы пространство между экраном и зрителем, газетной полосой и читателем сделать минимальным.
Сократить это расстояние, по мысли эксперта, журналисты смогут тогда, когда начнут говорить и писать то, что их больше всего волнует:
– Я прихожу к мысли, что сегодня мы должны забыть то, чему нас учили, и работать над тем, чтобы быть абсолютно раскованными, свободными в выражении своих мнений. Мы не должны дрожать, чтобы не расплескать какие-то слова, донося их до бумаги или до экранов компьютеров. Мы должны вообще говорить то, что думаем. А оказывается, это очень трудно. Оказывается, мы не думаем на самом деле, в прямом значении этого слова, мы пишем, гоним «строкаж», сочиняем, вместо того чтобы сказать напрямую.
«Лепим, что хотим». Под таким девизом Лев Новоженов с группой единомышленников создал интернет-сайт, на котором они пишут напрямую то, что по-настоящему задело.
Лживое и всемогущее искусство
Значительную часть своего «урока» Лев Новоженов посвятил телевидению. И хотя в эту сферу деятельности он погрузился случайно и уже в довольно зрелом возрасте (46 лет), ему удалось совершить в ней настоящую революцию в виде программы «Времечко», просуществовавшей без малого 15 лет. Особенность передачи заключалась в том, что на фоне глобальных событий мирового масштаба ведущий сообщал зрителям о вроде бы незначительных, но столь важных для каждого конкретного человека проблемах и заботах.
– Мы делали маленькие, незаметные, конкретные дела: крышу починить, водопровод, кошку спасти с дерева. Нас за это критики упрекали, говорили, что это программа Садового кольца, что мы занимаемся всякой ерундой, – рассказал Лев Новоженов. – Но буквально через три месяца после запуска проекта нас стали узнавать, останавливать на улице, подходили старушки, старички. Это была программа, проходившая в реально прямом эфире, куда мог позвонить любой и при этом звонки никто не отсеивал.
Впрочем, в Иркутске настоящая слава обрушилась на Льва Новоженова, как он пошутил, после выступления на местном телевидении в первый день приезда:
– Если вчера на завтрак мне дали одну булочку и чай без лимона, то сегодня булочек было уже две, и неожиданно появился лимон в стакане, и даже кусочек масла, мне показалось, стал больше. Вот она, великая сила телевидения.
Возможности телеэкрана поистине безграничны. И примеров тому медиаэксперт привел немало. Так, в одну секунду стала популярной муха, которую в прямом эфире убил президент США Барак Обама. Таковым будет даже зад лошади, если его каждый день показывать по телевизору, процитировал Владимира Познера Лев Новоженов. Мудрец, растерявшись перед камерой, превращается в полного дурака, невысокий человек становится великаном.
– Телевидение – одно из самых лживых искусств. Если хотите «опустить» человека с его помощью – это запросто, гораздо труднее его приподнять, за короткое время и подручными средствами показать его настоящие человеческие масштабы. В этом и заключается истинный профессионализм журналиста, – полагает Лев Новоженов.
Профессионалы против дилетантов
Особое внимание в разговоре о тенденциях современной журналистики эксперт уделил сети Интернет. Мировая паутина, признался Лев Новоженов, «убила» его тем, что в этом пространстве люди пишут порой лучше, чем профессиональные журналисты:
– Какие-нибудь комментарии, короткая реплика иногда сводят к нулю все усилия профессионала, который пыжился, убивался, писал статью на много строк. Вообще мы, люди, выбравшие журналистику своей профессией, сталкиваемся с более жесткой конкурентной средой и должны знать намного больше своего читателя.
Потому стать журналистом сегодня, по мнению мэтра, намного труднее, чем в 60-70-е годы прошлого века. А чтобы добиться известности и популярности, нужно вообще или в прямом, или переносном смысле погибнуть в своей профессии. Но надо помнить, что люди творческие, работающие по-настоящему, быстро изнашиваются.
– Журналисты, как балерины, не обязательно должны плясать всю жизнь, – заметил Лев Новоженов.
Под гламурной упаковкой
Уровень сегодняшних масс-медиа мастер сравнил с коробкой шоколадных конфет: шикарно упакованы, да невкусные.
– Наши шоколадные конфеты долго оставались самыми лучшими, а вот упаковка была отвратительной. А финны, напротив, делали шикарные коробки. Но откроешь их, а там…. То же самое с журналистикой: потрясающая печать, изумительная верстка, а читать нечего; цифровое телевидение, плазменный экран, фантастические студии, а смотреть нечего. За «гламуром» забыли подлинное содержание.
Впрочем, двигаться журналистика, по мнению столичного гостя, будет именно в сторону аналитики.
– Информации огромное количество, человек просто тонет в ней. А нужно, чтобы ему смысл, суть происходящего объясняли – что будет с Россией и со всем миром дальше.
О книгах:
– Я разделяю книги на два разряда: как бы я мог написать и как не могу. Первые мне неинтересны, а вторые повергают в страшную депрессию. Поэтому в последнее время я практически не читаю или перечитываю то, что давно уже читал, что не является для меня неожиданностью и не повергнет в шок. Стараюсь редко бывать в книжных магазинах, потому что там такое количество книг и такое количество писателей, что я сразу расстраиваюсь и думаю: зачем писать, ведь уже в принципе все сказано.
О жене:
– Как мы относимся к женам? Женщины – это стержень жизни. И когда они вдруг заболевают, мы буквально лишаемся правой руки. Жена тут недавно на ровном месте упала и ногу сломала. Я еле сдержался, чтобы не сделать ей выговор. С Марининой травмой меня смог примирить лишь локоть Хиллари Клинтон. Глядите-ка, государственный секретарь, а тоже шла-шла и упала. В результате — гипс, больница. Выходит, не у меня одного супруга такая неловкая. Да здравствуют информационные службы, поставляющие мировые новости! Они дают возможность убедиться, что наши личные горести и несчастья не являются чем-то исключительным. Новости имеют поистине психотерапевтическое значение.
О Гоголе:
– Бричка Чичикова – это единственное изделие, которым может гордиться наш автопром. А кража шинели у Акакия Акакиевича – это ограбление века, на проценты от которого живет до сих пор русская литература и культура.
О том, что управляет страной:
– Если подпилить Останкинскую башню, ну так, гипотетически, то она «упадет» на Кремль. Потому что страной управляют водка, пиво и телевидение. Исчезни телевидение – и страна погрузится в безначалие. Кремль является структурным подразделением ТВ. Покажут по «ящику» заседание Кабинета министров – ага, значит, Правительство работает. Не покажут — а что, собственно говоря, оно делает?
О любви к себе и ближним:
– Мы себя больше всех любим, все мы эгоисты, и ничего с этим не поделаешь. Но чтобы любовь к себе не была похожа на самоудовлетворение, нужно полюбить кого-то другого. И нужно его так полюбить, чтобы он хотя бы из чувства благодарности начал делать для тебя что-то хорошее и тоже начал любить тебя. Вот самый прямой способ для утоления эгоистичных пристрастий.
О героях времени:
– Журналисты 90-х годов были героями своего времени и, может быть, другой страны, которой уже нет. Когда в стране есть очень хорошие журналисты, «харизматики», то в ней не все благополучно. Может, заурядность и усредненность – это обозначение времени, которое не требует героев?
О ходячих словарях:
– Если люди знают так много слов, выучивая ужасное их количество в университете, то это ходячие словари. Им очень жалко, что слова пропадают зря, гниют где-то внутри, потому они вываливают на тебя водопад этих слов. И смысл речи непонятен, единственное, что ты можешь оценить, что человек этот продвинутый.
О дефиците:
– Был какой-то кайф от того, что в магазинах ничего нет, а ты достал. Это огромное счастье, это так наполняло жизнь. Были люди, которые этим с утра до вечера занимались. Сейчас мы пытаемся возродить эти чувства. Мы очень страдаем от того, что практически нет дефицита, что дефицитом являются только деньги и больше ничего.
О начале дела:
– Нет определенного ответа на вопрос, как начать журналистское дело. Возьмешь так называемую профессиональную команду, а она все провалит. Потому что там она была профессиональная, а здесь – в рамках конкретных условий, специфических, новых задач – окажется несостоятельной. Бывает так, что прекрасный актер 20 лет играет в одном театре, становится знаменитым, а потом переходит в другой – и все, нет его. То же самое с футболистами, тренерами. То же самое и с журналистами.
Биографическая справка
Лев Новоженов родился 24 октября 1946 года в Москве. Учился на историческом факультете МГПИ им. В.И. Ленина, затем окончил редакторское отделение Полиграфического института. Работал инженером в бюро по охране и реставрации памятников Подмосковья, корреспондентом газет «Московский водник», «Литературная Россия», был заместителем главного редактора газеты «Московский комсомолец». С 1965 по 1967 годы – репортер в газете «Вечерняя Москва». На телевидении с 1993 года. Работал главным режиссером IV канала, был автором и ведущим программы «Иванов, Петров, Сидоров». Совмещал посты руководителя программы «Времечко», заместителя директора «Новой студии», вице-президента телекомпании АТВ и руководителя информационной службы. Лауреат премий «Гонг» и «Золотой Остап» (1997 год). С июля 1997 года работал на канале НТВ, ведущий и руководитель программы «Сегоднячко», также руководил программами «Старый телевизор», «Тушите свет», «Спросите у Лившица…», «Страна советов», «Вопрос, еще вопрос». Сейчас ведет «Наши со Львом Новоженовым» на канале «НТВ-Мир». В декабре 2007 года вместе с Дмитрием Дибровым основал портал Top4top.ru. Осенью 2008 года ушел с поста главного редактора портала. В настоящее время – главный редактор Zadelo.tv, созданного экс-коллективом редакции Top4top.