Кладбища обычаев
Конфессии Приангарья возрождают ритуальную культуру.
Имам Иркутской мечети Фарит Мингалеев на закрытом мусульманском кладбище |
Вчера, в Родительский день, рабочее время на многих предприятиях было укороченным. Вереницы автобусов доставляли людей на кладбища, чтобы они могли почтить память родных и близких. Несмотря на то что Радоница – православный праздник, эту традицию поминовения усопших соблюдают представители почти всех конфессий. А религиозные деятели Приангарья предлагают присвоить родительскому вторнику статус областного праздника, как в других регионах. Кроме этого, в Иркутске планируется открыть центр для информирования людей разных вероисповеданий о ритуальных канонах, а также обозначить памятными знаками закрытые кладбища.
Большинство ритуальных фирм организуют только православное погребение. Но, по словам экспертов, даже в этом представители печального бизнеса разбираются плохо.
– У нас много непрофессионалов в похоронном деле, – считает главный советник отдела этноконфессиональных отношений Управления по связям с общественностью и национальным отношениям губернатора и правительства Иркутской области Алексей Мишин. – Один пастор мне рассказывал, как на похоронах члена общины он провел отпевание, а затем вышел ритуальный служащий и начал говорить вещи, прямо противоположные вероисповеданию усопшего.
Пренебрежение канонами происходит, в том числе, из-за конкурентной борьбы, развернувшейся между ритуальными фирмами в последнее десятилетие. Сотрудникам служб просто некогда заниматься изучением обрядов – надо искать клиентов. По разным данным, только в Иркутске похоронным бизнесом сегодня занимаются от 30 до 50 фирм. Дело доходит до абсурда – человек еще не умер, а его родственникам уже звонят и предлагают похоронные услуги, причем недешево – минимум 5 тыс. рублей.
В результате серьезно страдает ритуальная культура нашего многоконфессионального региона.
Гроб вместо савана
С имамом Иркутской соборной мечети Фаритом Мингалеевым мы посетили закрытое мусульманское кладбище в Иркутске. 2 га земли, заросшие деревьями и бурьяном, «спрятались» в районе Нижней Лисихи, за гаражами и новостройками. Даже не все коренные иркутяне знают, что за железной оградкой здесь покоятся предки местной татаро-башкирской диаспоры. Кладбище было открыто в начале XX века, но последние сохранившиеся архивные данные о захоронениях датируются 1941 годом.
Редко теперь приходят сюда мусульмане, чтобы почтить память родных и близких. Из расположенной рядом школы через погост возвращаются домой дети. Жильцы близлежащих домов выгуливают здесь собак, а местная молодежь распивает вечерами спиртные напитки. О святости места говорят лишь могильные холмики, многие из которых давно лишились каменных надгробий с надписями на древнем арабском языке.
– Раньше было еще хуже. Хорошо, что четыре года назад городские власти помогли нам огородить территорию с одной стороны. Хотелось бы закрыть ее полностью, а также восстановить памятники, поставить мемориальную доску с именами покоящихся здесь мусульман, – говорит Фарит Мингалеев. – Сейчас мы хороним своих умерших на Александровском кладбище. К помощи ритуальных агентств не прибегаем, обходимся силами общины. У нас есть катафалк, а также люди, которые готовят могилу и тело усопшего к похоронам. Тела почивших приезжих мы в основном отправляем на родину.
Заупокойную молитву по исламским обычаям читает имам. Но, к сожалению, в последнее время он нередко становится свидетелем светских похорон. По словам Фарита Мингалеева, некоторые мусульмане используют гроб вместо савана, кладут венки на могилу.
– На проповедях в мечети мы разъясняем прихожанам каноны ритуальной культуры. Говорим, что желательно хоронить человека в день его смерти, и, конечно, без особой роскоши. По нашей вере, лучше деньги потратить на пожертвования бедным, чем на дорогое надгробие или пышные поминки.
Поминки на кладбище – насмешка над усопшими?
Заведующий миссионерским отделом Иркутской епархии протоиерей Вячеслав Пушкарев считает, что невоцерковленное большинство наших граждан (по-своему верующих в Бога) практически ничего не знает о культовых особенностях религий, зачастую пользуясь мифами. Отсюда, по его мнению, возникает масса разночтений по самым простым вопросам обрядовой жизни:
– Посмотрите, сколько всего лишнего «понацепляли», например, к отпеванию. Пластиковые венки, рюмки с хлебушком, оградки – вся эта чепуха к обрядовой стороне церковной жизни не относится, а лишь дает возможность одним людям колоссально наживаться на горе других.
Согласен с батюшкой и президент Еврейской национальной культурной автономии Иркутской области Игорь Пикерский. По его убеждению, отчасти в этом виноваты наши оперативные службы – скорая помощь и милиция, которые продают информацию о случаях смерти ритуальным агентствам:
– Моему другу, у которого умерла мама, услуги погребения предлагали три-четыре фирмы в день, несмотря на то что он никуда не обращался. Я больше чем уверен, что большинство этих служб не знают, как правильно хоронить человека по еврейским обрядам. Именно поэтому мы стараемся работать с фирмой, сотрудники которой прошли у нас обучение.
Строго соблюдать ритуальные традиции предков еврейская община начала пять лет назад. В похоронных законах иудеев есть ряд запретов, которые общество в последнее время часто игнорирует.
– Людей стали хоронить варварским способом, – констатирует Игорь Пикерский. – Поминки, которые каждый третий устраивает на кладбище, можно сравнить с пиром на костях врага. Кушать или пить в присутствии усопшего – значит, показывать, что один организм может функционировать, а другой уже нет, то есть смеяться над мертвым. Кроме того, категорически запрещено выставлять на всеобщее обозрение открытое, а тем более украшенное мертвое тело. Человек ведь создан по образу и подобию Всевышнего, так давайте, вместо того чтобы смотреть в гроб на прощание, лучше вспомним его добрые дела и поступки. Именно для этого придумана похоронная процессия, которой многие сегодня пренебрегают. Люди должны идти за гробом, а не подъезжать на машине вплотную к месту погребения. А еще, к сожалению, стали мало говорить прощальных слов у могилы усопшего. Парадокс, но больше всех на похоронах слышно ритуального служащего, который не знает умершего. Близкие и родные люди молчат: мол, мы потом, на поминках скажем. А ведь именно от слов и слез, оброненных на кладбище, зависит, простит ли Всевыш-ний грехи душе покойного.
Строго по регламенту иудеев в Иркутске хоронят на Ново-Ленинском еврейском некрополе. Он был открыт в 1964 году, когда не осталось свободных мест на Лисихинском кладбище, которое сегодня считается закрытым. Порядок и чистоту евреи здесь поддерживают совместными усилиями с городскими властями. Много уникальных памятников и надгробий уже не вернешь – десять лет назад вандалы разгромили почти 150 могил. Непоколебимо стоит на месте каменная ограда, которую в память о погибшем сыне некогда поставил вокруг кладбища иркутянин Исай Файнберг.
Ворота Лисихинского кладбища представляют собой каменную арку с двумя урнами-вазами по бокам. Под аркой надпись: «Покоящиеся в могиле – восстанут для жизни вечной». На массивных железных створках выгравирована дата: «Июль 1907 года». Из исторических источников известно, что ограду строили итальянские мастера, возводившие также тоннели Кругобайкальской железной дороги. Однако до сих пор еврейское кладбище не признано памятником архитектуры.
Как пояснил руководитель службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Вадим Шахеров, год назад еврейская община подготовила необходимые документы для постановки погоста на госохрану. Но включить кладбище в число памятников возможно будет только после того, как на федеральном уровне утвердят положение о госреестре.
Кирха вместо Ленина
Проблемой сохранения закрытых погостов конфессии Приангарья озаботились два года назад, когда возник вопрос о дальнейшей судьбе Иерусалимского кладбища – бывшего Центрального парка культуры и отдыха. После долгой дискуссии решено было разбить здесь мемориальную зону. Однако мало кому сегодня известно, что возле кинотеатра «Баргузин» тоже расположен некрополь – старый мусульманский, а в районе Ботанического сада ИГУ – межконфессиональное Староглазковское кладбище. Религиозные деятели Приангарья предлагают обозначить эти места знаками, чтобы люди более благоговейно относились к памяти предков.
– Рядом с Лениным на одноименной улице нужно поставить знак в память о некогда расположенных здесь лютеранской кирхе и лютеранском кладбище, – считает отец Альберт Мазуренко, настоятель Иркутского евангелическо-лютеранского прихода святой Марии. – На территории от улицы Карла Маркса до поворота на Крестовоздвиженскую церковь похоронены сотни людей лютеранской веры, много сделавших на благо Приангарья. В том числе здесь могила первого Иркутского губернатора фон Фрауендорфа.
Еще одно закрытое кладбище расположено в березовой роще на 11-м км Байкальского тракта. Сегодня его взяли под охрану старообрядцы.
– Сюда во время строительства Иркутской ГЭС могилы своих родственников из зон затопления перенесли старообрядцы, – рассказывает помощник старосты православной старообрядческой общины Иркутска Руслан Ташлыков. – Этот некрополь мы планируем огородить, мемориально обозначить и поддерживать в чистоте. Тем более что положительный опыт у нас уже есть в Пивоварихе.
Там, на 8-м км Голоустненского тракта, у общины есть кладбище площадью 4 га и свое ритуальное агентство. Семь лет назад на этом месте была свалка, соседствовавшая с сельским погостом. Местные власти передали территорию старообрядцам с условием, что те будут содержать и муниципальный некрополь. Сегодня эти два кладбища можно назвать образцовыми – установлена часовня для отпеваний, к могилкам проложены дорожки.
Об обрядах расскажут по телефону
Всего в Иркутске 12 закрытых кладбищ, ставших уже частью истории города. В их числе – Иерусалимское, Лисихинское, Татарское, Старое мусульманское, Знаменское, Рабочее-слободское, Военное, Радищевское, Скитское, Иннокентьевское, Староглазковское, Лютеранское.
– Первое, что мы должны сделать сегодня, – уберечь от дальнейшего осквернения, привести в порядок и отметить памятными знаками наши старые кладбища, большинство из которых уже закатаны под асфальт, – говорит главный советник отдела этноконфессиональных отношений управления по связям с общественностью и национальным отношениям губернатора и правительства Иркутской области Алексей Мишин.
Эту идею религиозные деятели Приангарья обсудят на ближайшем заседании межконфессионального совета при правительстве области. Там же планируется поднять вопрос о создании в Иркутске центра для информирования людей разных вероисповеданий о ритуальных канонах.
– Обратившись туда, человек совершенно бесплатно сможет получить информацию, где находится та или иная религиозная община в Иркутске. Будет работать круглосуточный телефон. Но уже сегодня можно звонить по телефону 66-53-10 и предлагать свои идеи, связанные с работой центра, – отметил Алексей Мишин.
Появится у центра и свой интернет-ресурс, который будет знакомить с ритуальной культурой, рассказывать о новостях и праздниках религиозных объединений Приангарья.